ПАСТЕРНАК Б. Л.: “Снег идёт“ (ТВ-Тройников / 2020)
Борис Леонидович ПАСТЕРНАК: “Снег идёт“ (ТВ-Тройников 2020 / Поэзия самопознания и миропонимания).
У настоящего искусства несколько оценочных критериев, один из главных – умение выразить мысль, раскрыть тему неявно, непрямо.Это – высший пилотаж. В поэзии это – раскрытие темы, донесение идеи, мысли автора невербально. Т.е., словесный контекст рождает то, ЧТО ВООБЩЕ НЕ ЗАЯВЛЯЛОСЬ ВПРЯМУЮ. Такой была поэзия величайшего мастера хокку (иначе: хайку) Басё (вспомните его легендарные и показательные в этом смысле строки о человеке, убегавшем от тигра и сорвавшемся со скалы): тигра там вообще нет, но он есть!
Такова поэзия Пушкина, Тютчева, Блока, Ахматовой...
Такова поэзия Хайяма, Руми, Аль-Фарида...
Такова поэзия Шелли, Рильке...
И еще один критерий: прибегание к образам природы для отражения великого, того, что словами практически неотразимо. Кто-то, возможно, буркнет, что это, мол, банально, ну что тут такого? А вы предложите более выгодную форму. Все настоящее, все великое – просто и банально!
Что такого сказал Пастернак в своём «Снеге, который идёт»? А вот то самое главное и донёс. Вслушиваясь в эти простые – с гомеровской простотой – строки я слышу великое: «Вы говорите: время идёт? – Безумцы: это вы проходите!» Или другое: «Один из самых ценных ресурсов – время! Почему? – Потому что он в череде невосполнимых!» Или вот ещё слышится: «Время надо наполнять событиями, ибо иначе – смерть будет страшна!»
Как он это сделал? Здесь же нет ВПРЯМУЮ ничего такого?? А вот поди ж ты! Нет, конечно, 5-й и 7-й куплеты (через потрясающий связочный 6-й) – это безусловный остов, несущая всей пастернаковской конструкции и в ней есть соответствующие слова, но высший класс поэзии явлен тем, что поданы они, вплетены в контекст повествования БЕЗ ДИРЕКТИВНОСТИ и ДЕКЛАРАТИВНОСТИ! Пастернак излагает тему в стиле созерцательно-повествовательный или повествовательно-созерцательный розмысел.
«Потому что жизнь не ждет:
Не оглянешься - и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, - там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?»
Браво, Борис Леонидович!
Для создания видеоряда я использовал, в частности, уникальное видео зимы в Харькове в 1970-м году – она была воистину особой: намело так, что кое-где приходилось тоннели / лазейки в снеговых стенах прокапывать! Для меня это, по понятным причинам, имеет ещё и особое личное значение: ведь именно в феврале 1970-го я и родился! Плюс я использовал при монтаже кадры заснеженного Харькова в 2017-м, 2018-м гг. и фотоколлаж убелённого Санкт-Петербурга.
Песенные версии звучат в неповторимом исполнении Сергея НИКИТИНА.
Приятного и полезного прослушивания-просмотра всем заинтересованным зрителям – любителям и ценителям поэзии!
Сергей Сергеевич Тройников
Drive Production
Предыдущий 51-й выпуск:
СМЕЛЯКОВ Ярослав Васильевич: “Если я заболею...“ / 1940 (ТВ-Тройников / 2020)
[личн. стр.]
[канал «Сергей Сергеевич Тройников»]
927 views
54
11
3 hours ago 00:04:20 1
Амаль Шупленкова (г. Сосновый Бор) читает стихи И. Бунина и Б. Пастернака, флейта - “Новогодняя“ и “В лесу родилась елочка“
4 hours ago 02:00:59 7
из архивов TV. Программа А. Наутилус Помпилиус - альбом Крылья. 1985.
16 hours ago 00:01:13 2
Иманшапиева Д.А. читает стихотворение Б. Пастернака “Зимняя ночь“.
1 day ago 00:07:10 2K
Александр Петров – Два хора на стихи русских поэтов XX века
2 days ago 00:04:12 96
... “ Научи МЕНЯ ЖИТЬ“ слова Б. Пастернак первый пропев исп Ник. Ш