Ил-18 — настоящий шедевр советской авиационной промышленности
В 2022 году Объединённая авиастроительная компания сообщила о печальном событии: на 70-м году жизни умер Шамиль Мухтаров, который был главным конструктором Ил-18 и Ил-62. Один из этих самолётов пресса назвала «стальной жемчужиной советской авиации», а в НАТО ему дали имя «Простак». Это довольно противоречивые названия для одного и того же воздушного судна. Чем же он был так примечателен, давайте разбираться.
Согласно большинству источников, создание и запуск в серию Ил-18 произошли в очень короткие сроки — с 1956 по 1957 год. Звучит впечатляюще: спроектировали, и всего через год самолёт уже в небе! Однако это не совсем точно и даже в то время было бы невозможно реализовать настолько быстро — построить и испытать совершенно новый самолёт.
Идея создания современного дальнемагистрального самолёта, способного перевозить большое количество пассажиров, возникла у Ильюшина весной 1945 года, когда страна праздновала победу в Великой Отечественной войне. Тогда же началось проектирование Ил-18, который планировалось оснастить четырьмя дизельными поршневыми двигателями Чаромского АЧ-72. Этот самолёт мог брать на борт до 60 пассажиров и преодолевать расстояния до 5 тысяч километров с крейсерской скоростью 450 км/ч на высоте 7,5 км. Планировалось, что этот лайнер будет использоваться наряду с имеющимися Ил-12 и Ли-2.