Симфония Дашкевича «Реквием» (1988). Исп. Е.Камбурова, 2010

30 октября (День памяти жертв политических репрессий) 2010, ЦДХ (Москва). Исполнители: народная артистка РФ Е.Камбурова и вокальный квинтет Театра Музыки и Поэзии: Елена Веремеенко, Надежда Гулицкая, Анна Комова, Евгения Курова, Татьяна Пыхонина. Концертмейстер: з.а. РФ Олег Синкин, гитара: Вячеслав Голиков. Видеосъемка: И.Ананьевская, М.Белкина, С.Васильева, С.Красавин, И.Хвостова. Студия открытого фильма, 2011. Симфония Дашкевича «Реквием» на стихи Ахматовой для оркестра, солиста, мужского хора была написана в 1988 (лишь в 1987 в СССР был издан текст поэмы и только в конце 1988-го отменено печально знаменитое Постановление 1946 года, которое повлекло травлю не только упомянутых там противоположных Ахматовой и Зощенко, но и совершенно от них отличного Шергина и многих других литераторов). Запись и первое исполнение симфонии состоялись в 1989 году, когда отмечалось 100 лет со дня рождения Ахматовой: Запись: Поэму декламирует актёр Театра Камбуровой: Декламация и комментарий поэмы: История текста: Широкий контекст: Камбурова: «Я как-то с самого начала поняла, что песни со средними стихами меня не устраивают. Дашкевич написал целый цикл песен на стихи Мандельштама. Они меня потрясли. Когда выступала, всегда думала: в зале какой-нибудь стукач да найдется, что-нибудь куда-нибудь напишет. И действительно, писали. У меня с репертуаром бывали сложности. Очень рано поняла, что в стране происходили чудовищные вещи вещи. Не только потому, что родственники репрессированы. По стихам поняла. “Реквием“ Ахматовой, который я исполняла, не мог на меня не подействовать. Окуджава удивительный. Это для меня такой вот самый-самый дорогой человек, потому что он писал только о доброте, о красоте. По его песням можно учиться жить. “Совесть, благородство и достоинство. Вот оно святое наше воинство! Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь“. Это программа жизни» (). Цикл Дашкевича на стихи Мандельштама (умер в лагере): Н.Гумилёва (расстрелян): Блока: На стихи Ю.Кима (): Произведения др.композиторов и народные песни: «В Москве сказали: – Ну хватит нам Чуриковых» и сняли с роли: с 6:03, В 1992 Камбурова создала московский Театр Музыки и Поэзии, стремясь объединить близких ей по мировоззрению певцов и артистов: Камбурова: «Я себя считала чтецом, естественно. И я показалась. И совершенно чудесный, совершенно невероятный Каштелян… Велехов: Тоже был связан с Таганкой – ставил пантомимы для Любимова, в “Десяти днях…“ – Да, он там ставил пантомимы с А.Черновой и Медведевым. Он уникальный человек. Он почувствовал что-то такое во мне. Он первый сказал: “Вам надо петь“. А я просто почитала, и он говорит: “А вы поете немножко?“ Ну и я тут “Куда бежишь тропинка милая“ спела. За время учебы у меня сложились добрые отношения с радиостанцией “Юность“. Это одно из чудес тоже. Я записалась с одним рассказом на радио. И эту запись услышала Раневская, и написала даже письмо... Высоцкого я еще долго не знала и не принимала. Кто мог подумать, что сегодня у меня будут две программы с ним связаны? Я сразу обрела своих слушателей – студентов. Они были тогда совершенно другого какого-то качества душевно-духовного, чем сейчас. Это было как раз время Политехнического. Я этого не могла осознать тогда, естественно. И потом не могла понять, почему же из всех этих записей осталась только “Гренада“ и “Орленок“. Остальное как-то постепенно ушло, как будто его и не было. А это, оказывается, закончилась оттепель» () Ф.Раневская: “Камбурову я считаю великой певицей, номер один, прежде всего, потому, что она не просто певица, а она почти соавтор всего того, что исполняет. Не всякому дано счастливое сочетание вокала, ума и таланта. Этим обладает Елена Камбурова“.
Back to Top