Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. В конце Своего земного служения Христос совершал множество символических действий, подобных действиям древних пророков. Самое известное и яркое из такого рода деяний Спасителя — Его торжественный вход в Иерусалим на молодом осле. Некоторые из символических действий Христа вызывают удивление, а некоторые и непонимание. Так, в 11-й главе Евангелия от Марка мы можем прочитать об изгнании торгующих из Иерусалимского храма и о проклятии смоковницы. Первое из этих действий удивляет, второе — вызывает непонимание и даже некоторую степень неприятия. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит именно этот отрывок Евангелия от Марка. Давайте послушаем его. Глава 11. 11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью. 12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; 13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. 14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его. 15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; 16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. 17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. 18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. 19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. 20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. 21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. 22 Иисус, отвечая, говорит им: 23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет. Пророки Древнего Израиля неустанно обличали преступления своих современников, и говорили о том, что произойдёт с Иерусалимом, если люди не изменятся. Это очень грустные и трагические пророчества. Именно их и имел в виду Спаситель тогда, когда накануне Своих Страданий Он проклял бесплодную смоковницу. Его действие — всего лишь осуществление слов пророка Иеремии, который сказал так: «Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, они нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут они между падшими; во время посещения их будут повержены, говорит Господь. До конца оберу их, говорит Господь, не останется ни одной виноградины на лозе, ни смоквы на смоковнице, и лист опадёт, и что Я дал им, отойдёт от них» (Иер. 8:12–13). Отсутствие смокв на смоковнице в речи Иеремии представляет собой следствие нечестия народа, это предвестник того, что Бог отнимет у израильтян Свои великие дарования и перестанет быть с этим народом. Чтобы проиллюстрировать слова пророка Иеремии и показать, что наступает предречённое им время, Христос использовал символическое действие — проклятие смоковницы. Из этого прекрасно знающие Священное Писание иудеи должны были сделать определённые выводы, они должны были понять, что скорбные и пугающие слова древних пророков начали сбываться, и все они тому свидетели. Но, к сожалению, этого не произошло, иудеи отказались понимать Христа, они не остановились в своём преступном замысле, они довели его до конца, и на них сбылось то, о чём говорили древние пророки, Бог отошёл от избранного Им народа. Впрочем, отошёл Бог не в абсолютном смысле, народ может покаяться, может отрясти мерзость прегрешений прошлого и может вновь стать народом Божиим. Апостол Павел был уверен, что именно так и произойдёт в определённое Богом время: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников; и так весь Израиль спасётся, как написано: придёт от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11:25–26). Эти слова апостола Павла крайне важны для христиан, особенно же его уточнение — «чтобы вы не мечтали о себе», которое говорит нам о том, что трагедия израильского народа может стать личной трагедией любого человека, если он, будучи просвещён крещением, облагодатствован церковными таинствами, обладая Писанием и святоотеческим учением, окажется не способен принести плоды веры, любви и милосердия. Дай Бог, чтобы эта участь не постигла никого!
Back to Top