В новом свете. Музейные произведения после реставрации. Советская гравюра 1940-х годов

Теперь в первом зале постоянной экспозиции отечественного искусства XX века в Главном здании ЕМИИ посетителей встречают девять отреставрированных произведений печатной графики 1940-х годов, объединенные историей появления и бытования. Масштабную реставрацию прошли пять линогравюр, выполненные эстонскими художниками, попавшими в Ярославь вследствие эвакуации из Эстонии, оккупированной немецкими войсками, в период разгара Второй мировой войны. Гравюры балтийских мастеров, выполненные в 1942 году, посвящены событиям военного времени, а также реальным трагическим эпизодам обороны Таллина в ходе гитлеровского наступления. В числе представленных листов «У автомата» Хендрика Витсура, «Пионерка» Айно Баха и Эрнста Коллома, «Партизаны уничтожают фашистский транспорт» Айно Баха и Рихарда Сагритса, а также «Пожар в Таллине в августе 1941 года» Эрнста Коллома, «Таллинский рабочий полк идет на фронт. 1941 год» Рихарда Сагритса. По соседству с эстонскими линогравюрами представлены четыре литографии советского графика Владимира Богаткина, датированные второй половиной 1940-х годов. С 1942 года художник служил в действующей армии, успевая кропотливо и внимательно фиксировать свои наблюдения в натурных рисунках и быстрых эскизах. После полтора десятка лет своей творческой карьеры (1944–1958) Богаткин посвятил работе в Студии военных художников им. М.Б. Грекова, создав в этот период обширные литографические серии. Несколько произведений были отреставрированы и включены в экспозицию: «Подвиг панфиловцев» (1947), «Пленные немцы» (1947–1948), «У Бранденбургских ворот» (1947), «Отступление немцев от Москвы» (1944 – 1949). В процессе реставрации, выполненной музейными реставраторами Натальей Михайловой и Марией Осипенко, были удалены поверхностные загрязнения. В ходе многократных промывок и химической обработки ослаблены общее пожелтение листов, втертые загрязнения и пятна различного происхождения, следы затеков. Места разрывов бумаги были подклеены, заломы укреплены тонкой японской реставрационной бумагой. Утраты бумажной основы восполнены методами доливки и доставки бумагой, близкой по характеристикам к авторской. Восполненные фрагменты основы были затонированы под общий тон авторской бумаги акварельными красками и цветными карандашами. На оборотных сторонах листов имелись надписи, выполненные цветными чернилами и краской, требовавшие индивидуального подбора средств для ослабления или закрепления.
Back to Top