Поднимает ли руки при мольбе имам во время пятничной проповеди?

Хусайн ибн АбдуРрахмаан рассказывал: - Когда [сподвижник] Уммара ибн Руайба увидел, как Бишр ибн Маруан вовремя хутбы поднял руки, делая дуа, он сказал: «Да обезобразит Аллах его обе руки! Поистине, я видел, что пророк ﷺ, не делал больше этого, - и он поднял указательный палец.» Хадис передали Муслим 874, Ан-Насаи/108/3; Абу Дауд/1104, Ат-Тирмизи /515, Ибн Маджа 1103. Сказал ан-Науауи: «В этом хадисе доказательство на то, что руки не подымаются вовремя хутбы и это мнение Малика, наших (шафитских) ученых и других. И передал Аль Кады от некоторых саляф и некоторых маликитов то, что это разрешено, так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднял руки во время хутбы когда просил дождя. И ответили первые, что это поднятие было по причине (требование дождя).» См. «Шарх Муслим.» 6/162. Сказал шейх Ислам ибн Таймия: «Нежелательно для имама поднимать руки при совершении дуа вовремя хутбы и это более правильное мнение у ученых нашего (ханбалитского) мазхаба, так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подымал палец если совершал дуа. Что же касается прошения дождя (аль истиска), то он поднял руки, когда просил дождя на минбаре.» Источник: Ихтиярат Альфикхия 96. Сказал имам Абу Бакр Ибн Аби Шейба: «Раздел: о поднятии рук в дуа в день джума. Рассказал нам Абдуль-А’ля, от Ма’мара, от аз-Зухри [Великий факих из числа табиинов. Умер в 125 году], что он сказал: «Поднятие рук в день джума – нововведение» [Иснад достоверный] Рассказал нам Сахль Ибн Юсуф, от Ибн Ауна, от Мухаммада (Ибн Сирина) [из больших табиинов. Слышал от Абу Хурейры, Ибн Аббаса, и многих других сподвижников. Умер в 110 году], что он сказал: «Первый, кто поднял руки во время молитв джума – УбейдуЛлах Ибн Абдуллах Ибн Ма’мар» [Иснад достоверный]. Рассказал нам Джарир Ибн Абдуль Хамид, от Лейса,что он сказал: «Таус* порицал их дуа которое они делали в день джума, и не поднимал руки» [В иснаде есть слабость] *[Таус – один из больших табиинов. Передавал от Аиши, Абу Хурейры, Джабира, Ибн Аббаса, и других сподвижников. Умер в 106 году]. Рассказали нам Ибн Нумейр, и Абу Муавия, от аль-А’маша, от Абдуллаха Ибн Мурры, что он сказал: «“Имам поднял руки в дуа на минбаре в день джума, и подняли руки люди вслед за ним, и сказал Масрук*: “Что же они делают?! Да отрежет Аллах их руки!“ [Иснад достоверный] *[Масрук – один из самых больших табиинов, брал от Абу Бакра, Умара, Усмана, Али, Аиши, Муаза, и многих других сахабов. Большой факих, мухаддис. Умер в 63 году хиджры]. Рассказал нам Ибн Идрис, что рассказал им Ибн Фудейль, от Хусойна, от Умары Ибн Рувайба, что он Умара увидел, как Бишр Ибн Марван поднимает свои руки и делает дуа, так, что чуть не упал назад [Иснад достоверный]. С тем же иснадом от Хусойна, от Умары Ибн Руейбы [Сподвижник], что он увидел Бишра Ибн Марвана [Амир Басры из числа поздних Омейядов], как тот поднял руки на минбаре, и сказал: «Да обезобразит Аллах эти две руки! Я видел, как Посланник Аллаха, мир ему, не добавляет ничего к этому», и показал своим указательным пальцем [Иснад достоверный, передали также Муслим, ат Тирмизи, Абу Дауд, и многие другие]. Источник: «Мусаннаф», Ибн Аби Шейба, 2/147. Сказал имам Абдур-Раззак: «От Ма’мара, что он сказал: «Я спросил аз-Зухри о поднятии рук в день джума?» Он сказал: «Это бид`а, первым, кто ввёл это, был Абдуль Малик Ибн Марван*». [Иснад достоверный]. *[Абдуль-Малик Ибн Марван – халиф мусульман из числа Омейядов]. От Суфьяна ас-Саури, от Хусойна Ибн Абдур-Рахмана, от Умары Ибн Рувайбы ас-Сакафи, что он увидел как Бишр Ибн Марван поднимает свои руки в день джума, и обругал его, и сказал: «Я видел как Посланник Аллаха однажды сказал: «Только так!» и указал своим пальцем. [Иснад достоверный] От Суфьяна ас-Саури, от Аль-Амаша, от Абдуллаха Ибн Мурры, от Масрука, что он увидел, как люди подняли свои руки в день джума, когда имам давал хутбу, и сказал: «О Аллах, отрежь их руки!» [Иснад достоверный] Источник: «Мусаннаф» Абдур-Раззак, 2/192-193. Сказал имам аль-Багави, приведя эти асары: «Поднятие рук в хутбе не узаконено!». Источник: «Шарх Ас-Сунна», 4/257. И в общем – это мнение шафиитов, маликитов, и более достоверное в мазхабе ханбалитов. Сказал имам Ибн Муфлих: «Сказал Мадждуддин Ибн Теймия: «Это нововведение, согласившись в этом с маликитами, шафиитами, и другими». Источник: «Аль-Фуру», 3/177. Выводы: 1 Поднятие рук для имама вовремя проповеди если он хочет сделать дуа не узаконено. 2 Исключение если он хочет попросить Аллаха о ниспослании дождя. 3 Если имам хочет делать дуа во время пятничной хутбы, он это может делать, но при это он подымает палец как указано в хадисе: «…я видел, что пророк ﷺ, не делал больше этого, - и он поднял указательный палец» 4 Когда имам делает дуа вовремя хутбы, слушающие его руки и пальцы не поднимают, ибо нет на это довода. 5 Если имам делает дуа вовремя проповеди, те кто его слушают им дозволено тихо, сказать амин.
Back to Top