Денис Монастырский об образовательных проектах в сфере интеллектуальной собственности

Какие актуальные проблемы наблюдаются в сфере интеллектуальной собственности, как развиваются образовательные программы в сфере ИС? Начиная с конца 2010-х годов мы проводили ряд исследований и выявили следующие актуальные, проблемные точки в сфере интеллектуальной собственности. Это недостаточный уровень патентной активности, прежде всего, по изобретениям и полезным моделям, нехватка профессионалов в сфере интеллектуальной собственности, невысокий уровень правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности и низкая патентная активность в регионах России. Обозначив эти проблемы, Роспатент и подведомственные организации начали комплекс мероприятий, которые нацелены на решение поставленных вопросов. В частности, если мы будем рассматривать кадровое обеспечения отрасли – это проведение масштабных образовательных программ, введение компетенций в области интеллектуальной собственности в федеральные государственные стандарты всех направлений и специальностей, которые существуют в РФ в высшем образовании. Эта позиция была поддержана Министерством высшего образования и науки, но, естественно, такая масштабная инициатива требует подготовки, прежде всего, педагогических кадров. В 2021 году был проведен мощный инфраструктурный проект по обучению педагогов высшей школы силами ФИПС и Российской государственной академии интеллектуальной собственности: 39 вузов в России стали компетентны проводить обучение в области интеллектуальной собственности. Большой вклад в подготовку кадров с компетенциями в этой области вносит Научно-образовательный центр ФИПС, который был создан не так давно, в 2017 году, но уже вышел на лидирующие позиции в РФ по количеству выпускников в сфере дополнительного профессионального образования в этой области. Мы учим предпринимателей, представителей организаций, предприятий, частных лиц большому спектру вопросов: как взаимодействовать с патентным ведомством, как составить заявку на регистрацию изобретения, товарного знака и так далее. Наши коллеги учат проводить патентные исследования, строить патентные ландшафты. Иногда приезжают люди, не работающие в этой сфере. Когда мы спрашиваем, зачем им эти знания, они отвечают, что, получив знания в области интеллектуальной собственности, они планируют совершить мощный карьерный старт: люди понимают значимость компетенций в этой области. Расскажите про коммерциализацию интеллектуальной собственности. Полученные в ходе обучения у нас и наших коллег знания помогают решить актуальные проблемы, о которых я сказал в начале выступления. Придя на свое место работы выпускники программ в сфере интеллектуальной собственности содействуют повышению патентной активности. Если я говорю, что не везде она высока, я подчеркиваю, что проблема у нас, к сожалению, есть по изобретениям, полезным моделям. А, если мы будем смотреть товарные знаки, то рост у нас до последнего времени исчислялся вообще в двузначных цифрах – сейчас чуть поменьше в силу объективных обстоятельств, но все равно рост идет. А товарные знаки – это отображение активности потребительского рынка российской экономики, очень мощный фактор. И, соответственно, где появляются объекты интеллектуальной собственности, появляются и объекты для трансфера, начинаются процессы передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности. Безусловно, сейчас очень активны в области интеллектуальной собственности, стали регионы. Пусть не все, но, например, сегодня с нами присутствовал Глава республики Мордовия, одного из регионов-лидеров, который понимает значимость развития рынка интеллектуальной собственности. Комплексная политика Роспатента, подведомственных организаций, глав регионов будет способствовать решению проблемных вопросов.
Back to Top