В данном ролике показан свадебный костюм девушки из зажиточной семьи казанских татар. Время бытования комплекса — середина ХIX века, ареал — Казанская, Вятская, Самарская и Уфимская губернии.
Костюмный состоял из набора элементов, образующих единый завершенный комплекс:
Эчке күлмәк — нижняя рубаха из цветной домоткани, украшенная оборками и нашивками из узорного ситца.
Итәкле күлмәк — рубаха с двумя нижними воланами и отложным воротником из фиолетового муарового шелка. Данный тип рубахи имел пришивное нагрудное украшение “изү“ из полос серебряного и золотого позумента.
Күкрәкчә — нижний шелк
...овый нагрудник с аппликацией из парчи.
Штан — штаны “с широким шагом“ из цветного ситца.
Каюлы читек — традиционная татарская мягкая обувь из разноцветных кусочков кожи, соединенных “казанским швом“. Носилась вместе с выходными кожаными галошами.
Камзул — камзол из жаккардового муарового шелка с ситцевым подкладом, украшенный по краям золотым галуном.
Беләзек — парные серебряные браслеты с инкрустацией сердоликом и бирюзой.
Яка чылбыры — (элемент преимущественно девичьего костюма) шейно-воротниковая серебряная застежка на основе с пятью цепями.
Алка — миндалевидные татарские серьги с бирюзой.
Тезмә — девичье накосное украшение из двух полос позумента с чеканными бляхами и кистями на конце.
Калфак — изначально девичий головной убор из трикотажного шёлкового полотна фабричного производства, вышитый синелью и дополненный бахромой из золотных нитей.
Бөти — амулет в виде мягкого треугольного мешочка с зашитыми кораническими текстами и магическими символами. По поверьям, “бөти“, спрятанный в накосном украшении, наделял девушку особой красотой и славутностью.
Бөркәнчек — большой парчовый платок (иногда неразрезанный купон из двух платков), выполняющий функцию обрядового покрывала невесты.
Комплекс полностью реконструирован на основе женских образов с акварели Карла Гуна “Татарки“ 1863 г. из собрания Государственного Русского Музея. Копия рубахи по образцу из коллекции РЭМ (экспонат Первой этнографической выставки в Москве в 1867 г.). Камзол и остальные элементы — копии образцов из Национального музея РТ. Оригиналы старинных украшений — Частная коллекция “Хаербанат“.
Благодарим за помощь в реставрации и реконструкции: ювелира, члена Творческого союза художников России - Мухаметшина Равката Азатовича; мастера по по пошиву текстиля Гайнуллину Гульназ Завитовну; дизайнера трикотажных изделий Сабирзянову Елену, реставратора Губайдуллину Елену Юрьевну.
Научный консультант — Дина Гатина-Шафикова.
Реконструкция образа — Гульшат Шамсутдинова, Дамир Васильев.
Музыка — “Птицы“, автор Салимов Радик Фендесович.Show more