О достижении цели

Чесноков Александр Александрович Ижевск, УДГУ, студент 2 курса магистратуры направления подготовки «Психологическое сопровождение, коррекция и консультирование» Научный руководитель: Сидоров Константин Рудольфович SPIN-код 1422-3338 Ижевск, к.псх.н.,доцент кафедры общей психологии УДГУ О ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ Ключевые слова: цель, феномен «формирования цели», феномен «отказа от цели», «феномен переключения цели». В процессе развития человек может сталкиваться с различными препятствиями, которые могут вызвать спады, а иногда, наоборот, подъемы его активности на пути к достижению цели. Отмечается, что спады и подъемы на пути достижения цели характеризуются как нормальное явление в жизни человека, именно благодаря этим изменениям человек может расти и развиваться, если верно расшифровывает ситуацию. Анализ биографий известных личностей показал, что на пути достижения цели человек сталкивается с различными явлениями такими, как феномен «формирования цели», феномен «отказа от цели», феномен «переключения цели». Так, феномен «формирования цели», к примеру, четко прослеживается в биографии великого немецкого астронома Иоганна Кеплера. Этот феномен у него начал проявляться с 6 лет. В 1577 году, он впервые увидел комету, а три года спустя родители показали ему лунное затмение [Капица, 1980]. Также этот феномен проявился, когда Кеплер учился в Тюбингенском университете, где влияние на молодого Кеплера оказал Местлин, преподававший математику и астрономию. Он познакомил Кеплера с системой мира Коперника. Именно в эти моменты проявляется «феномен формирования цели» Кеплера как учёного астронома. Стоит предположить, что первое впечатление о небесных телах заложило в нём интерес к изучению этих тел. Формирование цели Владимира Михайловича Бехтерева произошло уже в детстве. Очень рано у него пробудился интерес к природе. Из учебных предметов в гимназии он больше всего любил естествознание. Интерес к естествознанию возник на основе увлечения природой. Этот интерес и в дальнейшем направлял его в исследованиях [Бехтерев, 1928]. Формирование цели Ганса Христиана Эрстеда началось от постоянной нужды в семье бедного аптекаря, где начальное образование мальчику пришлось получать, где придётся: городской парикмахер учил немецкому языку, его жена – датскому, пастор маленькой церквушки научил правилам грамматики, познакомил с историей и литературой, землемер научил сложению и вычитанию, а заезжий студент впервые рассказал удивительные вещи о свойствах минералов, посеял любопытство и приучил любить аромат тайны [Капица, 1980]. Именно заложенная в детские годы тяга к знаниям сподвигла ученого экспериментировать и постоянно обучаться. В биографии Эвариста Галуа прослеживается феномен “переключения цели“, когда Галуа отказывается от научной работы и полностью предается борьбе за справедливость в рядах революционеров [Бодалев, 2001]. Феномен переключения цели прослеживается и в биографии Дмитрия Ивановича Менделеева. Попытки поступить в Московский университет, в медико-хирургическую академию не увенчались успехом. Однако, он был зачислен в главный педагогический институт на казённое обеспечение, что позволило юноше не отказаться от цели, но переключиться от нее. Жизнь Менделеева показывает, что «высокая цель» порождается целесодержащей мечтой и определяет активность индивида на многие годы вперёд. Феномен «отказа от цели» можно увидеть в биографии Алексея Алексеевича Ухтомского. В 1898 году Алексей приезжает в Петербург для поступления в университет, но смерть близкого человека заставляет Ухтомского принять решение уйти в Иосифо-Волоколамский монастырь. Ухтомскому помогает вернуться к жизни его “высокая цель“ и его неугасимое желание научного искательства и жажды открытий. Здесь стоит говорить о феномене «переключения» цели. Не найдя успокоения в монастыре, он поступает в Петербургский университет. В 1911 году состоялась защита Ухтомским диссертации. Ему была присвоена степень магистра зоологии и физиологии. Именно в этой работе со всей яркостью проявилось и своеобразие научных поисков самого Ухтомского [Соколова, 2010]. Путь к цели А.А. Ухтомского является ярким примером спадов и подъёмов на пути достижения цели. Таким образом, неравномерность движения к вершине в развитии человека – это нормальное явление, которое необходимо осознавать и принимать. Важно помнить, что каждый спад – это возможность для нового подъема и роста, и что на пути к достижению целей важно сохранять настойчивость, терпение и веру в себя. Ключевым моментом в преодолении спадов и подъемов является умение адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, развивать свои навыки и качества, а также сохранять позитивный настрой и уверенность в себе. Важно также иметь поддержку окружающих и умение принимать помощь и поддержку от других людей.
Back to Top