Особенности я-концепции подростков, состоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних как проблема в психологии
Ирина Илина Шархановна
Город Ижевск, УдГУ, направление: «Психологическое сопровождение, коррекция и консультирование». Магистратура, 2 курс.
Научный руководитель Андреева Мария Владимировна.
Город Ижевск, УдГУ. Кандидат психол.н., доцент кафедры «Психологии развития и дифференциальной психологии».
ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В ОТДЕЛЕ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ПРОБЛЕМА В ПСИХОЛОГИИ
Ключевые слова: Я-концепция, личность, подросток, несовершеннолетний, правонарушение, девиантное поведение
Я-концепция играет важную роль в жизни каждого человека, являясь
центром развития личности и важным элементом для успешной адаптации
в обществе. В норме она отличается своей гармоничностью и
независимостью, обеспечивая адекватное восприятие информации и
соответствующие поведенческие реакции, способствует формированию и
поддержанию целостности личности.
Я-концепция является и основой саморазвития. В то же время, ее
регулятивные функции недостаточно изучены. Поэтому требует
исследования специфика Я-концепции у подростков, состоящих на учете в
отделе по делам несовершеннолетних. Что может быть полезным для
разработки эффективных способов повышения их адаптивного и
регулятивного потенциала. А также позволит уточнить ранние индикаторы
отклонений в поведении и даст специалистам возможность оперативно
проводить профилактические мероприятия для предотвращения
правонарушений среди подростков (Башкатов,2000).
Характеристика «трудного» подростка в первую очередь заключается в
низком уровне социального развития, что свидетельствует о недостатках в
трех ключевых областях его воспитания: в семье, среди сверстников и
образовательном учреждении. У большинства в структуре их личности
преобладают негативные черты, такие как лень, отсутствие решимости,
безответственность, конформизм, агрессия и неспособность предвидеть
последствия своих действий.
Они склонны к рисковым поступкам, саморазрушению,
самоповреждению и проявлению насилия, и часто сталкиваются с
проблемами со здоровьем. Эмоциональная и волевая сферы у них
нестабильны, а отдельные аспекты характера могут быть сильно выражены
и как результат, они добиваются низких академических успехов в школе.
Личность подростка с подобными чертами определяется глубоким
индивидуализмом и желанием удовлетворять свои потребности, игнорируя
ожидания общества.
Обычно в группу правонарушителей попадают подростки, которые не
получили должного воспитания, обладают низким уровнем когнитивного
развития, имеют ограниченные познавательные и социальные интересы.
Девиантные подростки часто испытывают трудности в установлении
дружеских связей, они часто прибегают к обману. Для них свойственно
острое внутреннее противоречие, которое тесно связано с защитным поведением, ориентированным на внешние факторы. Они редко признают
свою ответственность в ситуациях, когда сталкиваются с неудачами, и не
проявляют готовности отвечать за свои действия (Кащенко,2000).
Одним из более исследованных аспектов структуры Я-концепции
подростков с подобным поведением, является самооценка. Наиболее
распространенной позицией, опирающейся на эмпирические исследования,
является утверждение о завышенной самооценке подростков-деликвентов
(С. Н. Хоружий, Е. А. Яновская). Однако в ряде исследований показано, что
у молодых правонарушителей имеет место быть низкая самооценка и
негативная Я-концепция. Это является одним из факторов, приводящих к
нарушениям в поведении. Снижение самооценки может повлечь за собой
социальную деградацию; усиление конформизма в сложных ситуациях,
существенные изменения в восприятии и оценке ситуаций. Подростки с
такими чертами подвержены групповому влиянию и могут участвовать в
преступлениях, трудно осознают свои положительные поступки, так как не
считают себя способными на них. Таким образом, имеется явное
противоречие в современных данных по вопросу самооценки подростков-
правонарушителей.
Главная проблема, что их самооценка противоречива с оценкой
социума, в этом заключается толчок к асоциальному поведению (А.А. Реан,
2007). Когда самооценка не поддерживается окружающим обществом, у
него возникает сильное чувство личного дискомфорта. Одним из способов
преодоления этой ситуации является присоединение к группе, где оценка
его личности другими людьми соответствует или даже превышает его
собственное восприятие себя. В таких новых группах, которые
предоставляют необходимую социальную поддержку, зачастую
преобладает контрнормативная система ценностей (Валицкас Г.,
Гиппенрейтер Ю., 1989).
Я-концепция современного подростка формируется под влиянием
быстро изменяющегося общества. В таких условиях проблема поведения,
не соответствующего общепринятым нормам, становится особенно
актуальной. По этой причине, научно-психологическая значимость изучения
проблемы, заключается в анализе особенностей «Я-концепции»
подростков, проявляющих девиантные формы поведения.
975 views
1992
639
21 hour ago 00:04:01 1.5K
Как шесть министров и один заместитель в одном кабинете строили планы на мирную жизнь Запорожья?
1 day ago 00:11:57 203
ВСЯ ТЕОРИЯ ДЛЯ ЗАДАНИЯ 19 В БАЗЕ - ПРИЗНАКИ ДЕЛИМОСТИ/ Катя Математичка / ЕГЭLAND
1 day ago 00:01:38 53
Владимир Путин обратил особое внимание на программу «Время Героев». Актуально.
2 days ago 00:05:33 110
Отель Гранд Ной посёлок Пляхо
2 days ago 00:00:53 11
241216 Минхао на программе Mao Xue Woof 毛雪汪
3 days ago 00:22:09 558
Экскурсия по производству наружной рекламы компании «Наружка» | Игорь Нестеренко
3 days ago 00:03:10 186
Четвёртая, заключительная часть тетралогии «У края бездны».
3 days ago 00:01:25 16
Юрий Подоляка: Съезд Единой России — веяние перемен
4 days ago 00:05:09 4
Стоит ли покупать iPad Mini 6 в 2022-2023?! | Краткий обзор | Личный опыт использования (3 месяца)
4 days ago 00:17:24 14
Распаковка и обзор наушников Samsung Galaxy Buds 2 Pro
4 days ago 00:13:26 92
🖍️ План победы на . 📕 Первая глава книги пророка Малахии
4 days ago 00:16:31 64
🖍️ План победы на . 📕 Вторая глава книги пророка Малахии
4 days ago 00:08:37 2
Сценарное Мастерство Комедии / Как Написать Сценарий с Юмором / Сценарная Комната или Курсы?
4 days ago 00:10:43 189
Роман Куликов. Интервью с участником третьей волны программы “АВТОР“
5 days ago 00:04:50 11
Поддержки и сопротивления
6 days ago 00:00:11 1.7K
Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана — первый пункт в программе глав правительств стран СНГ
7 days ago 00:01:43 21
Я у себя дома! У меня закон есть в стране! У себя на родине по понятиям живи, понял
7 days ago 00:21:15 294
4 день мини-курса “5 первых шагов в йогу“. Теория
1 week ago 02:02:17 198
Smart Money от А до Я Бесплатный Курс для Начинающих и Профи
1 week ago 00:05:07 1
Сравнение Recut и Time Bolt - программы для удаления пауз из видео
1 week ago 00:00:34 84
Местный парень в Подмосковье дал отпор абу-бандитам: «Я у себя дома! У меня закон есть в стране! У себя на родине по понятиям жи
1 week ago 00:02:20 103
Miley Cyrus - Beautiful That Way (from The Last Showgirl)
1 week ago 00:02:13 7
Югра одной из первых в стране запустит программу переподготовки для участников и ветеранов СВО
1 week ago 00:00:57 10
Чем заниматься на каникулах? Программа обучения на каникулы. Советы по классам и предметам