Скальпель

Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был в 1969 году. Головным разработчиком было назначено конструкторское бюро «Южное». БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Три из этих «рефрижераторных» вагонов имеют по восемь колёсных пар. В них находятся ракеты. Остальные вагоны имеют по четыре колёсные пары, в этих вагонах размещаются командный пункт, системы, обеспечивающие боеготовность и пуск ракет и жизнедеятельность боевого расчета. Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети. Вес ракеты около 100 тонн. Для решения проблемы перегруза пускового вагона применены специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны. Пуск ракет мог осуществляться с любой точки маршрута. Для этого состав должен был остановиться, специальным устройством отвести в сторону контактную сеть, закоротить её на землю, поднять пусковой контейнер в вертикальное положение. После этого мог быть осуществлён минометный старт ракеты. Уже в воздухе ракета заклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Заклонение ракеты позволило отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и избежать его повреждений. Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года, а к середине 1988 года было развернуто 7 полков. Согласно договору СНВ-2, Россия должна была снять с вооружения (и уничтожить) все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелось 12 поездов с 36 пусковыми установками. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. На протяжении 2003-2007 годов были утилизированы все поезда и пусковые установки, кроме одной, демилитаризованной и установленной в качестве экспоната в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга.
Back to Top