ЛЕМЕШЕВ СЕРГЕЙ - РОМАНСЫ ЧАЙКОВСКОГО

Запись 1962 г. 01. Отчего (сл. Л.Мей, из Гейне) 0:00 02. Я тебе ничего не скажу (сл. А.Фет) 2:55 03. Ночь (сл. Д.Ратгауз) 5:48 04. Нам звёзды кроткие сияли (сл. А.Плещеев) 10:00 05. За окном в тени мелькает (сл. Я.Полонский) 13:33 06. Ночи безумные (сл. А.Апухтин) 15:24 07. Серенада Дон Жуана (сл. А.Толстой) 18:46 08. Примирение (сл. Н.Щербина) 21:18 09. О, если б знали вы (сл. А.Плещеев) 26:36 10. Растворил я окно (сл. К.Р.) 29:21 11. Колыбельная песня (сл. А.Майков) 31:23 12. Средь шумного бала (сл. А.Толстой) 35:44 13. Пимпинелла, флорентинская песня (народная) на итальянском языке 38:14 14. Средь мрачных дней (сл. Д.Ратгауз) 41:01 Наум Вальтер, фортепиано Серге́й Я́ковлевич Ле́мешев (1902—1977) — русский советский оперный певец (лирический тенор) и оперный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1950). Сергей Лемешев родился в селе Старое Князево (Тверской области) в бедной крестьянской семье. Рано потерял отца. В 1914 году окончил церковно-приходскую школу, в зимнее время занимался сапожным делом в Санкт-Петербурге. Учился пению по граммофонным записям. Азы нотной грамоты и пения освоил в художественно-ремесленной школе, где участвовал в самодеятельных спектаклях и концертах. В 1921—1925 годах учился в Московской консерватории в классе Н. Г. Райского. С 1924 года пел в Оперной студии Большого театра под руководством К. С. Станиславского (ныне Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), где, среди других, исполнял партию Ленского (опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин»). Именно эта роль, которую певец исполнил более 500 раз, принесла ему широкую известность и любовь зрителей. «Ленский целиком заполнил мою жизнь, — говорил певец. — Из моих более чем тридцати ролей эта — самая дорогая, любимая, самая большая радость моего творчества». В 1926 году дебютировал на профессиональной сцене в Свердловском театре оперы и балета. В 1927—1929 годах — солист Русской оперы при Китайско-Восточной железной дороге в Харбине, в 1929—1931 — Тифлисского театра оперы и балета (ныне Грузинский театр оперы и балета имени Палиашвили). В 1931 году был приглашён в Большой театр (Москва), где дебютировал в партиях царя Берендея (Снегурочка), Джеральда («Лакме» Л. Делиба) и Ленского (Евгений Онегин). Вместе с И. С. Козловским был ведущим тенором вплоть до 1957 года, периодически продолжал выступать в Большом театре до 1965 года. Исполнил множество партий. В 1939 году единственный раз в своей карьере снялся в музыкальной комедии «Музыкальная история» в роли шофёра Пети Говоркова, который стал оперным певцом. Во время войны выступал с фронтовыми бригадами. Певец собрал самые лучшие творения композиторов и поэтов XIX века, представил их широчайшей советской аудитории, популяризовал русское и советское оперное искусство. Чайковский писал романсы на протяжении всей своей творческой жизни. Всего композитор написал 103 романса и песни, семь вокальных ансамблей (дуэтов и трио). Это собрание отличается большим жанровым разнообразием. Мы встречаем здесь и лирические романсы - их больше всего, и колыбельные песни, серенады, элегии, балладу, мазурки, цыганский романс и, наконец, детские песни. Источники текстов Чайковский находил, по преимуществу, у русских поэтов 19 века, его современников - А.Плещеева (20 романсов), А.К. Толстого (12 романсов и дуэт), К.Р. (6 романсов), Д.Ратгауза (6 романсов), А.Апухтина (5 романсов), А.Фета (5 романсов), Я.Полонского (3 романса), Д.Мережковского (2 романса) и др.. Много писал Чайковский на стихи Г.Гейне и И.Гёте в переводах Л.Мея, Ф.Тютчева и др. Искренность, выразительность музыкальных образов, яркость интонаций и интенсивность их развития, богатство фортепианной партии, а, главное, запечатление чувств, владеющих каждым человеком на протяжении всей жизни, делают романсы Чайковского, этот лирический дневник композитора, одной из самых популярных и любимых областей его наследия. Приятного прослушивания!
В начало