Павильон B. Стенды “Старообрядчество“, издательства ДЕАН. ДЕАН напечатала книгу “Венецианская тайна Достоевского“ о созданной фантазией автора встрече Фёдора Достоевского с Джоаккино Россини.
Старообрядческое учение об «огненной смерти», приведшее к гибели многих тысяч приверженцев «древлего благочестия», не имеет конкретного места зарождения. Известно, что идейными предшественниками самосжигателей стали «морильщики» – проповедники и участники массовых самоубийств голодом, действовавшие в 1660-х гг. в вологодских, костромских, муромских и суздальских лесах. Они «запирали себя в избы или норы, чтобы избежать соблазна спасения жизни, и там держались полного поста до последнего издыхания». Начинание получило массовую поддержку среди противников никоновских церковных реформ, а практика добровольной голодной смерти постепенно трансформировалась в самосожжения. Распространение эсхатологических настроений в конце XVII – начале XVIII в. привело к тому, что проповедь самосожжения, отождествляемого с погружением в очищающее апокалиптическое пламя, нашла отклик в сердцах многих православных людей.
Богословская дискуссия старообрядцев об «огненной смерти» развивалась на фоне начавшихся массовых самосожжений. Первые небольшие самосожжения происходили почти одновременно в ряде местностей страны. Так, «малый» Сенька в 1666 г. сообщил нижегородскому воеводе И.С. Прозоровскому, что «в Нижегородском уезде чернецы, когда пришли стрельцы, запершись в кельях, зажгли их и сгорели». В марте этого же года некто С.А. Зубов писал из Вологды в Москву, что и здесь произошло первое самосожжение: «Четыре человека, нанося в избу сена и склав и запершись, и изнутри зажгли сами и сгорели; да семь человек, утаясь от людей, вышли из деревни ночью в поле и сели в дехтярном срубе, и зажгли сами, и в том срубе сгорели».
В 1675 г. на Волге начались первые массовые самосожжения: старообрядческие материалы говорят о «происходивших в это время гарях и насчитывают до 2 тыс. добровольно сгоревших в районе Нижнего Новгорода, особенно по реке Кудме». В 1670–1680-х гг. центром распространения гарей стало Пошехонье, одна из наиболее отсталых территорий тогдашнего Российского государства, куда, возможно, собирались сжигаться не только местные жители, но и москвичи, близко к сердцу принявшие проповедь «огненной смерти». Сведения о числе погибших на этой территории в первых «гарях» различны: от четырех – пяти тысяч до 1 920 человек. На зловещее первенство мог претендовать и Арзамасский уезд: здесь значительные «гари» начались в 1675 г. и продолжались до 1678 г.
Поскольку одним из наиболее заметных наставников старообрядцев-самоубийц стал поволжский старец Капитон, то и учение об «огненной смерти» получило на Руси название «капитонство». Лишь на первых порах, в начале никоновских церковных реформ, Капитон проповедовал иные способы смерти. Его сторонников обвиняли в том, что они «живых в гроб кладут», запирают людей в кельях и морят голодом. В дальнейшем именно самосожжение стало излюбленным способом самоубийства среди противников никоновских «новин». Так, в челобитной крестьян Черевковской волости Устюжского уезда, датированной 1690 г., указывалось, что в их волости «крестьянишки» сгорели «в капидонстве». Таким образом, с юга России учение о самосожжении, по выражению старообрядческого автора, «свирепо потече» вверх по Волге и распространилось по Европейскому Северу. Быстрому распространению «самогубительной смерти» на значительной территории способствовала поддержка со стороны протопопа Аввакума и ряда других радикальных предводителей церковного раскола.
В последнее десятилетие XVII в. по Европейскому Северу России прокатилась первая волна самосожжений. В Новгородском крае первое самосожжение состоялось в ночь с 9 на 10 марта 1682 г. в с. Федово Ново-Торжского уезда; погибло около полусотни человек, предводительствуемых местным священником. Встревоженные власти послали в это село пристава, чтобы «остановить дальнейшее распространение самосожиганий». Но того ожидал решительный отпор: «местные крестьяне спрятали священника и чуть не убили самого пристава».
Начало трагическому ряду крупных самосожжений положили «гари» в Каргопольском уезде, в Дорах. Затем последовали крупнейшие в истории старообрядчества массовые самоубийства – Палеостровские 1687 и 1688 г. (в них, по преданиям, погибло до четырёх тысяч человек) и Пудожская 1693 г. (более тысячи человек).
Вскоре волна самосожжений достигла Сибири: 24 октября 1687 г. произошло массовое самосожжение в Тюменском уезде, унесшее около 300 жизней. В том же году в Верхотурском уезде в огне погибло около 100 человек. В 1688 г. в своих домах в Тобольском уезде добровольно сожгли себя около 50 человек. Однако здесь самосожжения вскоре прекратились на полстолетия, и следующее состоялось в 1751 г., когда нашлись новые фанатики-руководители.
1 view
122
35
6 months ago 01:38:02 1
Исторический лекторий: «Польское восстание 1863 года», 22 апрель 2024
6 months ago 00:03:30 86
Москва. Апартаменты от 239 млн. 16 тыс. 457 руб. р-н Хамовники, Саввинская наб., м. Спортивная
6 months ago 00:15:49 1
43. Библейский салон. Смысловой перевод. Книга Иова 4:14,15
6 months ago 00:06:26 1
Уплотнители дверей на Mazda Titan! Дополнительный контур защиты от сквозняков в салоне.
6 months ago 01:17:57 1
Фёдор Раззаков | Сталин против грузинского клана и тайны “Кремлёвского дела“
6 months ago 00:06:38 87
Санкт-Петербург. Квартиры от 5 млн. 254 тыс. 356 руб. Гатчина г., Пушкинское шос. м. Звездная
6 months ago 00:03:49 10.7K
Литературный салон “Страницы книг“tan video
6 months ago 00:15:32 1
265. Библейский салон. Смысловой перевод. Книга Иова 21:28-30
6 months ago 00:22:47 1
Гоголь за 22 минуты
6 months ago 00:25:34 126
Четверг с Владимиром Венгржновским - Кисти и моторы. День книги»
6 months ago 00:01:52 485
Участники Крымскотатарской ярмарки «AQMESCİT BAZAR-2024»
6 months ago 00:15:21 1
264. Библейский салон. Смысловой перевод. Книга Иова 21:26, 27
6 months ago 00:04:15 1
“Кто же в доме главный?“ Котики художницы Марии Павловой
6 months ago 02:13:00 1
Зазнобин В М 2015 05 23 Выступление на выставке «Санкт Петербургский международный книжный салон»
6 months ago 01:28:51 8
Проект «Люди как книги». Гость - Владимир Авдеев, сценограф, художник по костюмам, живописец.
6 months ago 01:06:38 1
Беседа Евгения Водолазкина и Татьяны Черниговской о тайнах человеческой памяти
6 months ago 00:15:30 1
262. Библейский салон. Смысловой перевод. Книга Иова 21:22, 23
6 months ago 01:12:26 1
Изучение “Книги Откровение“ - 24 ЧАСТЬ
6 months ago 00:02:08 1
Женя Любич - Я не могу без тебя жить
6 months ago 00:43:30 1
Книжный салон. Автофикшн: как писать о герое, похожем на тебя?
7 months ago 00:43:36 28
Ершов Василий Васильевич. «Раздумья ездового пса». На эшелоне (глава #6, аудио). Фото Красноярска.
7 months ago 00:13:43 12
Ершов Василий Васильевич. «Раздумья ездового пса». Технари (глава #25, аудиокнига). Фото Вьетнама.