Литература 11 класс (Урок№13 - «Надо знать, для чего живешь». По роману М.Горького «Фома Гордеев»)
Литература 11 класс
Урок№13 - «Надо знать, для чего живешь». Урок по роману М.Горького «Фома Гордеев»
«Надо знать, для чего живёшь»
На рубеже XIX -XX века, в условиях меняющегося политического климата, в России стал стремительно трансформироваться общественный строй. В городах росло мещанское сословие, состоящее из мелких служащих, ремесленников, студентов — достаточно бедное и бесправное. В городе пытались найти своё место под солнцем и многие обнищавшие крестьяне. Далеко не всем это удавалось. Меняющаяся среда вторгалась и в жизнь более обеспеченных сословий. Новое поколение всё больше входило в конфликт со старым патриархальным строем.
В литературе, описывающей это время, появляется новый образ «лишнего человека» — городского обывателя, находящегося на историческом перепутье. Максим Горький не раз обращается к этому образу, пытаясь найти ответы на вопросы о судьбе человека и значении личности.
мы узнаем:
в чём особенность идеологии русского купечества XIX века;
мы научимся:
характеризовать образы героев в соответствии с исторической действительностью;
мы сможем:
через историю одного человека, не вписавшегося в свою среду, проанализировать особенности целой исторической эпохи.
В романе «Фома Гордеев» Максим Горький описывает образ «лишнего человека» – типичного для периода конца XX - начал XIX века.
Фома, со своей жизненной позицией, не вписывается в систему координат времени и не хочет оставаться представителем своего купеческого класса. Он хочет свободной жизни, он пытается найти в жизни свою дорогу, своё «я». Фома бросает вызов своему классу, обвиняя его в отсутствии живой души. Герой протестует против лжи и лицемерия, которые давят на него. Однако судьба героя была предрешена, – он не достаточно силён для того, чтобы оказать противостояние устоям. Так и не найдя себя, выбившись из сил и разочаровавшись в жизни, Фома находит утешение в вине, навсегда оставшись «лишним человеком».
Поиски Фомы своего места в жизни
Конфликт Фомы со своим сословием особенно резко проявляется в конфликтных отношениях с Яковом Маякиным. Протест героя завершается бунтом на пароходе Кононова, где собирается всё знатное купечество. Герой чувствует себя среди ненавистных ему стяжателей чужим и лишним. Взрыв негодования вызывает декларация Маякина о купечестве – «первых людях жизни, самых трудящихся и любящих свои труды». Он поднимает тост за «сложное, крепкое духом, рабочее русское купечество». Фома не сдерживается и опровергает эти слова, на фактах уличая каждого из присутствующих купцов в преступлениях: «…Что вы сделали? Не жизнь вы сделали – тюрьму… Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали… Душно, тесно, повернуться негде живой душе… Погибает человек!».
1 view
0
0
7 months ago 00:57:01 1
Аум Синрикё: история секты, которая хотела всех уничтожить