Берхин И.В.“«Девять колесниц»: когнитивные искажения как основа типологии буддийских практикики““

Доклад, переводчика буддистских текстов, инструктора Международной Дзогчен-общины Берхина И.В. «Девять колесниц»: когнитивные искажения как основа типологии буддийских систем По тибетским источникам. Согласно учению Будды, коренной причиной всех страданий является неведение, непонимание природы явлений, которое проявлено во множестве аспектов когнитивной деятельности, включая абстрактное мышление, функционирование внимания, принятие решений и т.д. Соответственно, средством преодоления неведения является знание, мудрость, которая взращивается в процессе обучения и медитативно-созерцательной практики. Распространение такого знания по сути является педагогическим процессом, где огромное значение придаётся индивидуальным способностям ученика. В буддизме разработаны различные типологии учеников, и различным типам учеников соответствуют различные системы практического обучения, называемые «колесницы», что относится к методологии, а не к буддийским школам как социальным институтам. Наиболее развёрнутая типология — «девять колесниц» — существует в учении дзогчен (иначе атийога), которое считается в Тибете вершиной всего учения Будды. Колесницы отличаются друг от друга в трёх важнейших аспектах: воззрении, методах практики и принципах поведения, чьи различия обусловлены, в частности, когнитивными способностями учеников и характерными для учеников когнитивными искажениями. Поскольку когнитивные искажения трудно преодолеть без глубокой внутренней трансформации индивида, для развития необходимых способностей буддийская педагогика прибегает к тому, что известно как «искусные методы». Известным примером того, как применяются искусные методы, служит притча о мудром отце, который, дабы выманить детей из загоревшегося дома, позвал их ехать на ярмарку вместо того, чтобы пугать их криками о пожаре. С точки зрения вышестоящих колесниц некоторые методы колесниц нижестоящих являются уловками, а некоторые аспекты их воззрения — заблуждениями. Поэтому, когда вышестоящие колесницы говорят о том, будто последователи колесниц нижестоящих заблуждаются в том-то и том-то, делают такие-то и такие-то ошибки, это не опровержение, но указание на сравнительную ограниченность методов колесниц сообразно ограниченным же способностям индивидов. Доклад посвящён тому, как иерархия колесниц соотносится с когнитивными искажениями индивидов, а также с их когнитивными способностями.
Back to Top