«Постоянная «жалоба» на самих себя, которую приходится слышать на исповеди: «Не успеваю молиться…»

«Постоянная «жалоба» на самих себя, которую приходится слышать на исповеди: «Не успеваю молиться…». И трудно сказать, что приносит вред больший, чем это «неуспевание»: ведь молитва – главный, хотя, конечно, далеко не единственный способ нашего общения с Богом. И когда мы теряем ее, то нашей духовной жизни это наносит колоссальный ущерб. Чаще всего она просто замирает в результате такой потери. И поэтому обязательно стоит разобраться: а что это значит – «не успеваю»? Чтение утренних и вечерних молитв, согласно тому правилу, которое предлагает нам молитвослов, это около 20 минут – утром и вечером, соответственно. Время, не превосходящее по длительности время приема пищи, будь то завтрак, обед или ужин (я допускаю, что есть люди, которые едят быстрее, но ведь еду еще нужно приготовить или разогреть хотя бы). И практически все мы, кроме тех, кто страдает определенными видами расстройства пищевого поведения, всегда успеваем поесть. По крайней мере, не бывает так, чтобы мы на протяжении многих дней (недель, месяцев) не ели из-за того, что не находим на это времени. Отчего так? Совершенно очевидно, что мы понимаем: еда нам жизненно необходима. Именно этого понимания недостает нам в отношении молитвы: мы не осознаем, что для нашей духовной жизни она составляет такую же необходимость, как пища – для жизни физической. Ну и еще одного понимания недостает, конечно: того, насколько жизнь духовная важней телесной. Об этом нужно как можно чаще задумываться, как можно чаще вспоминать: настанет момент, когда мы перейдем из этого мира в другой, в котором единственной пищей для человека станет общение с Богом. И те, кто привыкли эту пищу вкушать регулярно, окажутся к иному образу существования готовы. А те, кто «не находил на нее времени»… Не знаю, трудно точно сказать, но есть очень высокий риск, что нет. Возможно, что если думать об этом по возможности глубоко и всерьез, мы все же придем к выводу о том, что находить время на молитву не то, чтобы легко или трудно, а просто – необходимо. По крайней мере, сейчас время у нас однозначно есть. А потом его не будет. Не у нас не будет – вообще не будет. Потому что откуда время в вечности? Иногда (нечасто на самом деле) день складывается так, что выполнить свое обычное правило человек действительно не успевает. Утром проспал, а потом вскочил и вот – уже надо бежать. А вечером пришел за полночь совершенно без сил, и мысль о том, что скоро уже вставать, отняла решимость взять в руки молитвослов и встать перед иконами. Что делать в таком случае? Прежде всего – чего не делать. Не уходить из дома, совсем не помолившись. И не засыпать, не сделав того же. Это самая большая ошибка в данном случае – решить, что если я не могу помолиться «как следует», то и вовсе не надо. Надо. Обязательно. Да, это крайне важно – молиться регулярно и не жалея необходимого для этого времени. Но еще важнее – не лишать свою душу молитвы вовсе. Стоит однажды вступить в день без молитвы, отойти ко сну, не обратившись к Богу, и тут же возникает риск, что это начнет входить в привычку. Это хорошие навыки укореняются трудно, а вредящим душе укрепляться помогает известный «радетель» об этом – враг нашего спасения. Да, однажды душа почувствует себя неуютно без молитвенного обращения к Создателю. И на второй раз будет понимать человек, что именно без этого самого главного разговора тяжело у него на сердце. А дальше… Дальше все начнет растворяться в тумане, неясности: плохо – а отчего плохо и непонятно уже толком. Поэтому даже если почему-то приходится в виде исключения от правила отступить, даже если и правда нет времени и сил, ничто не мешает встать перед иконами и помолиться хотя бы немного. Совсем немного – пять минут, три минуты. Да хотя бы одну! И такая краткая молитва принесет плод: мы, точнее наша душа, не останется совсем голодной. И не начнет к этому чувству голода привыкать как к чему-то обычному, нормальному. Оно не нормально и не должно быть обычным». Игумен Нектарий Морозов
Back to Top