Л.Н. Летягин. “Мелькает движущийся ребус“. Ценностные оппозиции Серебряного века.

Мстислав Добужинский с самого начала своего творчества любил жанр «беглых зарисовок». Его многочисленные и всегда узнаваемые шаржи на близких знакомых получили отражение в различных печатных и рукописных изданиях — в том числе известной Азбуке «Мира искусства». Участие художника в детском альманахе 1918 года «Елка» было отмечено несложным для разгадывания авторским смысловым элементом «головоломки» стал коллективный портрет — шаржированное «олицетворение» 100 видных деятелей культуры рубежа XIX–XX вв. При внимательном подходе за узнаванием конкретных лиц обнаруживается система перекрестных характеристик, жизненных ситуаций, биография отношений и творческого взаимодействия. Как писал Плиний Младший, Est modus in rebus (в вещах есть способ...). Представленная в «Ребусе» М.В. Добужинского галерея современников — своего рода криптограмма, запечатлевшая лица времени и образ переломной эпохи. В этом случае совсем не детским и не праздным представляется вопрос: «Как читать ребусы». Расск
Back to Top