🇷🇺Saint-Petersburg | ВЫСТАВКА в Эрмитаже - Парижские Салоны 18 века

Сейчас в Эрмитаже проходит выставка Парижских салонов 18 века #эрмитаж #выставки #парижскиесалоны # #франция #искусство #денидидро #изпитеравкемер #hermitage #saintpetersburg #art #denididro ИСТОРИЯ САЛОНОВ Со времени своего основания в 1648 году Королевская академия живописи и скульптуры определяла художественную жизнь Франции. По инициативе первого министра Людовика XIV Жан-Батиста Кольбера и ректора Академии Шарля Лебрена ежегодные общие собрания Академии стали сопровождаться выставками, куда на несколько дней постоянные и временные ее члены предоставляли свои произведения. Первая открытая для публичного посещения выставка состоялась в 1667 году в Пале-Рояль, а шесть лет спустя был впервые напечатан краткий каталог (livret), содержавший перечис- ление имен художников и их произведений. В 1699 году выставки вслед за Академией переехали в Большую галерею Лувра, а через четверть века переместились в Квадратный салон, из-за чего и стали называться Салонами. Поначалу их проводили ежегодно, а с 1751 года вплоть до Французской революции – каждый нечетный год. Для них были установлены правила: открытие проводилось в День святого Людовика, 25 августа, в именины короля. Размещение картин в экспозиции следовало принципам многоярусной, шпалерной развески. В зависимости от размеров произведений на стене могло быть от трех до семи рядов. Наверху располагались картины «высокого» жанра - на истори- ческие, мифологические, библейские сюжеты и портреты, внизу менее почитаемые: бытового жанра, пейзажи и натюрморты. Весьма важной частью Салонов были творения скульпторов. Статуи устанавливались на отдельных постаментах, а статуэтки и бюсты на длинных столах, покрытых зеленым сукном. Гравюры и рисунки вешались в простенках между окнами или крепились к постаментам, что создавало неудобства для зрителей. О том, как выглядели экспозиции того времени, мы можем судить по рисункам и живо- писным работам с видами Салонов разных лет Габриэля де Сент-Обена и гравюрам Пьетро Антонио Мартини. В 1759 году Дени Дидро начал писать профессиональные обзоры Салонов. К этому занятию его привлек его друг, также принадлежавший к кругу просветителей, Фридрих Мельхиор Гримм. Критические статьи он публиковал в своем рукописном журнале «Литературная корреспонденция», который рассылался по подписке полутора десяткам монархов Европы, в том числе и императрице Екатерине II. Отрывки из этих обзоров отдельно распространялись среди друзей Дидро и пользовались неизменным успехом у публики вплоть до 1781 года, когда философ в последний раз вернулся к своей роли обозревателя Салонов. Экспозиция прослеживает историю выставок до конца XVIII столетия. В 1789 году разразилась Великая французская революция. Новым сообществом художников стала Коммуна искусств, которая добилась отмены академической привилегии участия в Салонах. Отныне все художники, включая иностранных, были допущены выставлять свои творения в помещениях Лувра, независимо от их членства в Академии. Количество участников стремительно росло, а вместе с тем качество Салонов снижалось, и они теряли популярность. Тем не менее выставки продолжали оставаться местом, где мастера могли найти себе заказчиков и покровителей. Салоны в Лувре вернут себе зрительский успех лишь в следующем столетии, во времена Первой империи. Особое значение имеют выставленные книги, в том числе из библиотеки Дидро, приобретенной у него императрицей Екатериной II, а также документы, включающие ценнейшие автографы самого философа. Завершает экспозицию инсталляция вообра- жаемого кабинета Дидро, восстановленного по его собственному описанию в статье «Плач по моему старому халату. Тем, у кого больше вкуса, чем богатства» от 15 февраля 1769 года. Здесь мы постарались показать мир интересов философа.
Back to Top