Духоўныя вандроўкі: Самобытные праздники белорусского Полесья: Десятуха

Святая Параскева явилась защитницей Лоева в годы Великой Отечественной войны. В 1943 году немцы, отступая, намеревались сжечь и разрушить город. Однако 16 октября 1943 года, накануне памяти святой Праскевы, Лоев был освобожден нашими войсками. Чернобыльская беда также обошла регион стороной. Белорусское церковное Полесье изобилует своими самобытными праздниками, дожившими до наших времен. Если начать копаться в истории их происхождения, то окажется, что они к нам дошли из седой старины и имеют изначально нехристианское происхождение. В старые времена христианство отличалось тем, что оно не ломало народных традиций, а придавало им новый смысл. Форма оставалась прежней, а наполнение ее христианизировалось. Примером может служить знакомая нам Радоница. Среди таких оригинальных праздников особое место занимают Десятуха и Девятник. Что это за праздники с такими странными названиями? На самом деле все достаточно просто. Десятуха – это 10-я пятница, а Девятник – девятый четверг по Пасхе. И конечно же, эти пятница и четверг не совсем обычные. Пятница для славян всегда была днем особенным. Наши предки-язычники в этот день чтили свою богиню по имени Мокоша. В христианскую эпоху память языческой богини померкла. А сам праздник постепенно был переосмыслен. Его посвятили святой великомученице Параскеве. С тех пор в десятую пятницу по Пасхе многие жители белорусского Полесья празднуют память святой великомученицы Параскевы. Другие же в этот день отмечают т.н. сострадание Матери Божией Своему Сыну. Имя Параскева в переводе с греческого означает пятница. Так угодницу Божию назвали родители, потому что особо почитали святую пятницу – день страданий и распятия Иисуса Христа. Сострадание Матери Божией опять же связано с распятием Христовым. И соответственно с пятницей. До нас дошел замечательный текст службы, посвященный состраданию Пресвятой Богородицы. В тех приходах, где до сих пор жива традиция посвящать эту пятницу Пресвятой Богородице, в этот день совершается служба по особому чину. Подобное богослужение имеет место быть частично на Брестчине и в Украине. Еще по традиции в этот праздник освящали воду, олицетворявшую собой источник жизни. Так христианское отношение к пятнице постепенно вытеснило прежнее языческое, царившее у восточных славян. Девятник же был посвящен воспоминанию установления таинства Евхаристии и назывался он праздником Тела Господня. Исторически он праздновался в девятый четверг после Пасхи. Эта традиция, конечно, относится больше к западному обряду. Иногда говорили, что Десятуха – это праздник православный, а Девятник праздник католический. У нас же он прижился благодаря унии. Тесное жительство католиков и православных внесло свои коррективы в местный церковный календарь. Праздник настолько стал своим, что даже после воссоединения униатов и православных в 1839 году от него уже не смогли отказаться. Воссоединение состоялось в феврале 1839 г. на Полоцком церковном соборе. В эти же дни митрополит Иосиф (Семашко) и другие участники собора, постановили ежегодно торжественно отмечать это знаменательное событие. Днем же, когда надлежало праздновать торжество воссоединения стал пресловутый Девятник. На Гомельщине примером этому могут послужить г. п. Лоев и д. Челющевичи Петриковского района. В Лоеве до сих пор одним из самых важных церковных праздников является Десятуха, связанная с памятью великомученицы Параскевы. Когда-то торжества эти проходили неподалёку отсюда, в районе д. Крупейки, в лесу рядом с источником воды. Там, в прежние времена стоял Параскевинский храм. Когда храм был разрушен, празднества перенесли в Лоев. А в Челющевичах на т.н. горе Колпак, где бьет святой источник, по-прежнему отмечают Девятник. Времена меняются и календари, к сожалению, тоже. Об этих днях сегодня многие забыли. Забыли, как об их изначальном происхождении, так и о событиях 19 века. Да и в современном церковном календаре сегодня уже не найти упоминания об этих святых днях. Здесь нужно отдать должное народной памяти, которая бережно донесла до нас такую белорусскую экзотику. Надеемся, что однажды дни эти вновь найдут свое место в белорусских церковных месяцесловах. К слову сказать, в этом году праздники попадают на 1 и 9 июля.
В начало