1-й зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Ф.С. Тумусов о бюджете ОМС на 2025-2027 гг. Выступление от «Справедливой России»

О проекте федерального закона № 727322-8 “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов“ (первое чтение) Выступление от фракции “Справедливая Россия“ Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемый Илья Валерьевич! На следующей неделе страна, медицинская общественность будет отмечать 150 лет со дня рождения выдающегося советского организатора здравоохранения Николая Александровича Семашко. В Государственном Кремлевском Дворце пройдет 3-й Национальный конгресс “Национальное здравоохранение“. Сегодня в российском здравоохранении все что хорошего есть имеет корни от системы или модели здравоохранения созданной в свое время Семашко. Система федерального обязательного медицинского страхования сегодня является основным механизмом финансирования здравоохранения Российской Федерации. Но к сожалению , в отличие от системы Семашко, она строится по принципу бизнеса. Средства собираются как налоги, а распределяются по количеству заболевших. В этом коренное противоречие нашей так называемой системы медицинского страхования. Например, недавно большой резонанс в обществе вызвали выплаты медицинским работникам первичного звена здравоохранения по поручению Президента. Так вот это решение было направлено на разовое решение ключевой кадровой проблемы отрасли. Ключевой кадровой проблемой отрасли является не общий дефицит кадров, хотя это тоже очень важная проблема, а дисбаланс в кадровом обеспечении. Проще говоря , медицинские работники не хотят работать в малонаселенных пунктах. Там где пациентов мало, там и зарплаты меньше. Вот и люди стремятся в центр. Но каждый раз проблему дисбаланса кадров разовыми решениями не решить. Нужен системный, комплексный подход. И не по принципу бизнеса, Что касается конкретно обсуждаемого бюджета, то 2025 году по сравнению с 2024 годом государственные расходы на здравоохранение из всех трех источников в текущих ценах возрастут на 13%. А расходы бюджета ФОМС в текущих ценах возрастут на 15% . Но с 2025 по 2027 годы увеличение расходов на здравоохранение предусмотрено только на уровень прогнозируемой инфляции ( при условии , что инфляция будет 4,5%, если же инфляция будет выше, то и динамика роста будет ниже). За период с 2024 по 2027 годы доля государственного финансирования здравоохранения в ВВП (валовом внутреннем продукте) сохранится на уровне 3,5%. И это , для сравнения, в 1,6 раза ниже чем в странах , близких нашей стране по уровню экономического развития. Вот вчера объявили , что экономика России уже четвертая экономика мира. Но в объемах государственного финансирования здравоохранения , как видите, мы отстаем . Партия “Справедливая Россия“ настаивает на росте объемов государственного финансирования до 7% от ВВП. Наше особое беспокойство вызывает огромные различия в размерах государственного финансирования по субъектам Российской Федерации. Если взять в целом, то расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в текущих ценах возрастут лишь на 3%, а в постоянных ценах снизятся на 2%. И очень печальное заключение делает Счетная палата в части медицинских организаций в субъектах федерации. Дело в том, что проектом бюджета определен объем дефицита Фонда как снижающаяся величина по годам. Так в 2025 году дефицит - 136,6 млрд руб, а в 2027 году эта цифра снижается до 0,8 млрд рублей. При этом отмечается, что ежегодно ФОМС прогнозируется с дефицитом его исполнения, при этом ежегодно достигается значительный профицит бюджета ФОМС. Вместе с тем ежегодно медицинские организации субъектов Российской Федерации недополучают средства ОМС за оказанную медицинскую помощь застрахованным лицам в связи с превышением объемов оказания медицинской помощи, распределенных Комиссией по разработке территориальной программы ОМС, что в том числе может быть связано со скрытым дефицитом территориальных программ ОМС. А страдают конкретные медицинские учреждения. Удручает и вопиющее неравенство среди субъектов федерации по размерам государственных расходов на здравоохранение. Так например, в моем родном Дальневосточном федеральном округе цифры такие. Подушевые государственные расходы на здравоохранение ( это средства консолидированного бюджета и ТФОМС)в Приморском крае 26,9 тыс руб. в Хабаровском крае - 34,3т.р., а в Чукотском АО -116,7 т.р Разница в 4,3 и 3,4 раза. Можно сказать что субъекты несопоставимы. Но даже в сопоставимых субъектах, например, между Республикой Саха и Хабаровским краем разница почти в два раза! И соответственно люди вынуждены пользоваться платной медициной. Приморцы при этом в 2,5 раза больше тратят на частную медицину, чем например жители Чукотки. Мы все гордимся достижениями наших врачей в области оказания высокотехнологической помощи. ...
Back to Top