Воскресение Лазаря: боль и надежда. Проповедь священника Константина Корепанова (27 апреля 2024)

🔻Текстовая запись проповеди (разверни)🔻 Проповедь священника Константина Корепанова в Лазареву субботу на Божественной Литургии в Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня – Лазарева суббота, и мы вспоминаем событие, удивительное по своей мощи: когда Христос, накануне Своих страданий, накануне последнего Своего входа в Иерусалим, совершает воскрешение четверодневного умершего человека, четверодневного Лазаря. Вы слышали, как это происходило, все обстоятельства этого события; и никому из окружавших тогда Христа людей в голову не приходило, что такое возможно. Одно дело – воскресить человека, который умер в тот же день; это чудо, но оно людям представляется естественным, – практически, речь идёт об оживлении человека, о возвращении души в тело. И, хотя было воскрешение и сына Наинской вдовы, и дочери Иаира; более того, и в Ветхом Завете пророки воскрешали людей в тот же день, день их смерти; и речь действительно идёт только о возвращении души в тело. А здесь – человек «четверодневный», – то есть, его плоть, его тело стало разрушаться: «смердит уже он» – говорит Христу сестра Лазаря, – тело разлагается и смердит, гниёт. И одно дело – вернуть душу в то же самое тело, не подвергшееся тлению, а совсем другое дело – восстановить тело распадающееся. Ведь сама основа этого тела уже перестала существовать, его нет; оно сохраняет себя ещё некой кучей, – но живого организма, нераспавшихся органов уже нет, это – труп, в самом неприятном смысле этого слова. И Христос именно воскрешает, – не оживляет Лазаря, и показывает, что Он имеет власть и над этим. Если кто-то может воскресить тело, то есть, вернуть его в первоначальное состояние, – это не человек, это – Бог. Сегодняшний отрывок ничего нам не говорит о том, что́ произошло дальше. Но мы знаем, что вход Господень в Иерусалим потому и был таким радостным, таким дружным, весёлым, что все люди поняли, что в мир явился необыкновенный Человек, необыкновенное Существо, – что таких, как Тот, Кто ходит сейчас по земле, никогда не было: Он может воскрешать мёртвых. И потому – такая радость, такое счастье у людей. Но апостол Иоанн Богослов, в Евангелии которого находится этот отрывок, очень честен и очень нелицеприятен. Меня всегда удивляло, и я всегда задавался вопросом: почему так? Ведь это же удивительнейшее событие: воскресили четверодневного мертвеца, но трое евангелистов об этом не сказали. Они рассказали о воскрешении сына Наинской вдовы, о воскрешении дочери Иаира, но об ЭТОМ не сказали ни Лука, ни Матфей, ни Марк, – они упустили этот момент, хотя именно он объясняет, почему Иерусалим с такой радостью встречает Иисуса, сидящего на ослёнке. А Иоанн Богослов говорит честно: именно это событие привело к убийству Христа. Именно это событие каким-то непонятным для нас образом связано с тем, что начальники иудейские поняли: надо с Ним кончать. Нам кажется: вот, давайте сейчас принесём сюда мертвеца, воскресим его на глазах у всего города, всего мира или всей страны – и люди сразу станут верующими, видя такое чудо. Нет, скорее всего, нас тут же убьют, потому что, на самом деле, чудо не приводит никого к вере. Чудо раздражает людей, приводит к тому, что в них возникает ненависть, потому что очевидность Бога становится непреложной, а любви к Нему нет. Поэтому надо убить тех, кто о Нём говорит или о Нём свидетельствует – тогда как бы ничего нет. Иоанн Богослов во всём своём Евангелии открывает страшные бездны греха человеческого. Нам кажется, что наших близких надо только чуть-чуть подтолкнуть к вере: хотя бы миро на иконе показать, или чьё-то исцеление от рака – и все сразу станут верующими. Нет, вера – это очень трудно, и это не потому, что знаешь, что Бог есть или Его нет, не это трудно. Бога, в Которого ты поверил, нужно слушаться: ведь если Он Бог – я должен Его слушаться. А слушаться-то Его я не хочу, – поэтому я Его лучше убью, чтобы не слушаться. Потому что послушаться Его я не могу. ... окончание - в первом комментарии к этому видео Автор: Константин Корепанов Оператор: Светлана Серафимович Текстовая запись: Елена Плотникова. #оКонстантинКорепанов
Back to Top