Дьяволицы (Франция - 1954г.)

Режиссер, продюсер и сценарист Анри-Жорж Клузо по Пьеру Буало и Томасу Нарсежаку, композитор Жорж Ван Пари В ролях Симона Синьоре, Пол Мерисс, Вера Клузо, Шарль Ванель, Тереза Дорни, Жан Брошар, Жорж Шамара Фильм изобилует различными приемами кинофелии: от слепого подражания Альфреду Хичкоку (которому, кстати, предлагали снять данный фильм), до осознанного заимствования стилистических изысков весьма распространенного тогда на Западе жанра нуар. Однако эти элементы вплетены в фильм настолько искусно, что не в коем случае не вызывают подозрения в его творческой несостоятельности, скорее, наоборот, подчеркивают восхищение Клузо своими американскими коллегами. Зритель получает в свое распоряжение неоднозначное кино, которое с удовольствием будет перебрасывать его от почти физического напряжения до гомерического хохота и далее, к леденящему кровь ужасу. Переходы эти сделаны настолько плавно, что вы даже не заметите их, погрузившись с головой в сюжет фильма. Итак. Мишеля Деласаля нельзя назвать хорошим человеком. Являясь директором частного учебного заведения, он вызывает неприязнь у своих учеников и коллег по работе из-за скверного характера, а его тирания по отношению к жене и нежелание пойти на развод, вынуждают несчастную женщину предпринять крайние меры, а именно раз и навсегда избавиться от супруга-деспота. Помочь ей вызывается подруга по имени Николь, бывшая любовница Мишеля, имеющая к нему личные счеты. Воспользовавшись удобным случаем, женщины убивают своего «общего возлюбленного» и обставляют все, таким образом, будто он погиб по своей вине. Однако им не дано было знать, что покойник не захочет быть покойником – исчезнувший труп Мишеля начинает вести себя как вполне живой человек, чье присутствие становится настолько осязаемым, что «дьяволицам» уже не до разработанного ими плана: одна пытается сбежать, другая сдаться полиции… Режиссер виртуозно играет со зрителем, превращая триллер о предумышленном убийстве в самый настоящий фильм ужасов, черно-белая гамма которого, лишь усиливает эффект неописуемого кошмара, в который сами того не осознавая попали главные героини. В одной из финальных сцен, «дьявольщина», происходящая на экране, начнет зашкаливать все мыслимые нормы - вы не за что не забудете эти тени на стене, скрип деревянных полов, постукивание печатной машинки… Финал картины может поразить, ввести в ступор, лишить дара речи, но в любом случае не оставит равнодушным. Смотреть его людям со слабым сердцем не рекомендуется – есть риск не увидеть финальные титры. Причем финальный твист, придуманный авторами картины, оставит лазейку в возможности по-разному трактовать смысл картины. Фильм снят по мотивам романа Буало-Нарсежака «Та, которой не стало» («Celle qui n’etait plus», 1952). Городок, куда едут героини, — Ньор, родной город режиссера. Права на роман Буало-Нарсежака, по которому снят фильм, хотел приобрести Альфред Хичкок, но опоздал всего на несколько часов. В утешение Буало и Нарсежак специально для Хичкока написали роман «D’Entre les Morts» («Из мертвых»), по которому тот снял фильм «Головокружение» (1958). Съёмки фильма велись в атмосфере строжайшей секретности, а сам он заканчивается адресованной к зрителям просьбой не пересказывать увиденное, чтобы не портить удовольствие тем, кто фильма ещё не видел. Клузо пытался добиться от актёров максимальной психологической достоверности: дело доходило до того, что Мёрисса погружали с головой в ванну. В чемодане, правда, возили его дублёра. Фильм имел огромный коммерческий успех, значительно больший, чем другие фильмы Анри-Жоржа Клузо, часто более значительные. Кроме умелой рекламной компании, ему можно поставить в плюс замысловатую интригу, зрелищность, отсутствие технических изощрений и шокирующую развязку. Как это часто было у Клузо, съемки были очень тяжелыми и утомительными. Симона Синьоре позже писала: «Я подписала контракт с Клузо на восемь недель съемок, которые растянулись на 15, но заплатил он мне первоначальную сумму. Он очень хорошо разбирался в тонкостях контракта, в то время как я прочитала его невнимательно». Симона Синьоре-супруга великого актера Ива Монтана. Фильм получил приз французского кинокритика Луи-Деллюка. По слухам, купив права на экранизацию романа писателей, Клузо опередил пытавшегося сделать то же самое Альфреда Хичкока, всего на несколько часов. Были сняты многочисленные ремейки. В 1967 году режиссер Кертис Херрингтон снял фильм «Игры» с Симоной Синьоре и Джеймсом Кааном в главных ролях. Джон Бэдхем в 1974 году поставил для телевидения одну из первых своих картин под названием «Отблески убийства». Наконец, в 1996 году режиссер Джеремиа Чечик решил использовать двух красавиц Шерон Стоун и Изабель Аджани в картине «Дьявольщина». Все ремейки оказались значительно хуже оригинала.
В начало