Философская дискуссия - пример

Первые дебаты философского кружка, как пример философской дискуссии. Тема: Что делает дискуссию плодотворной для всех участников? TIMECODES 00:00 Вступление. Историческая справка: Схоластические споры средневековья 08:48 Регламент дебатов. 10:23 Раунд 1: Позиция Группы А. 14:33 Раунд 1: Позиция Группы Б. 17:40 Раунд 2: Вопросы и контраргументы к позиции группы Б. 21:17 Раунд 2: Вопросы и контраргументы к позиции группы А. 23:30 Общие правила и регламент дебатов. 26:15 Раунд 3: Защита позиции группы А и ответы на поставленные вопросы. 30:47 Раунд 3: Защита позиции группы Б и ответы на поставленные вопросы. 37:45 Раунд 4: Заключительное слово группы А. 44:14 Раунд 4: Заключительное слово группы Б. 47:00 Комментарии модератора к тезисами и аргументации обеих сторон. 01:02:11 Итоги дебатов и заключительное слово модератора Некоторые полезные вводные: Чем дискуссия отличается от других форм коммуникаций? Ключевое отличие дискуссии от других видов спора является работа с аргументами. То есть позиция каждой стороны оформляется в виде нескольких основных утверждений, а для их подтверждения/подкрепления используются аргументы. Работа с аргументами происходит с опорой на логику высказываний. Модераторы, не участвующие в дискуссии фиксируют нарушения: логические ошибки и “уловки“, не продвигающие дискуссию вперед, а уводящие в сторону. Самые типичные ошибки и нарушения: апелляция к личности, подмена понятий, передергивание - атака позиции оппонента вместо аргументирования своей позиции, подмена факта мнением или игнорирование фактов и т.д. и т.п. В общем, их очень много и мы будем стараться их фиксировать. Когда аргументы сформулированы, наступает этап знакомства с позицией оппонента (ов) и их аргументами. Это происходит до дебатов. После подготовительного этапа (заочного), начинаются очные дебаты. 1. Каждая сторона озвучивают позицию и аргументы в ее пользу. 2. Фиксируются сходства и/различия основных позиций. 3. При необходимости уточняются понятия, которыми оперируют стороны. 4. Каждая сторона выступает с критикой позиции оппонирующей стороны; критика направлена на аргументы, к-м противопоставляются контраргументы. 5. Стороны сводят свои позиции после обмена критикой: соглашаются или фиксируют несогласие по основным тезисам. За основу мы берем самые общие правила дискутирования, культивируемые в академической философской среде. Как это происходит? С самых первых курсов студенты под руководством преподавателей учатся дискутировать, усваивая основные правила ведения дискуссии, изучая логику высказываний (силлогистику) и вырабатывая необходимую дисциплину, чтобы дискуссия не превращалась в словесную перепалку, пустой спор, “софистику“, свару, перебранку и иные неконструктивные формы коммуникации. Далее, на многочисленных заседаниях кафедр университетов,уже не студенты - аспиранты оттачивают свои навыки дискуссии, оппонируя другим аспирантам и старшим преподавателям с учеными степенями, защищая тезисы конференций, докладов, тезисы публикаций в научных журналах, наконец, защищая тезисы диссертации, которую потом предстоит защищать перед учеными советами, подчиняющимся высшей аттестационной комиссии (ВАК). Так, вкратце, происходит обучение и отбор учащихся, способных вести дискуссию на академическом уровне, а значит могущих быть допущенными к защите диссертации. Мы будем стремиться формировать культуру дискуссии, опираясь на академические практики как образец с практической стороны, а на формальную логику и теорию аргументации как образец с теоретической стороны. Подавляющее большинство коммуникаций на якобы философские темы, хотя и касаются философских вопросов, но, при детальном рассмотрении, даже близко не похожи на философские дискуссии. Эти «обмены мнениями», как правило, быстро скатываются в пустословие и перебранки. Они дискредитируют философский дискурс, поскольку у неподготовленного наблюдателя, поначалу искренне интересующегося философией, возникает ощущение, что любая философская дискуссия – это, в конечном итоге, пустословие, фразерство, балагурство, либо, в лучшем случае, интеллектуальное «псевдомудрствование», софистика. Мы будем прилагать усилия, чтобы коммуникации внутри нашего сообщества эволюционировали и позволяли участникам клуба полнее раскрывать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Манифест о плодотворной дискуссии - #дебаты #философия #дискуссия Поддержать деятельность философского кружка Вступить в клуб -
Back to Top