Первые дебаты философского кружка, как пример философской дискуссии.
Тема: Что делает дискуссию плодотворной для всех участников?
TIMECODES
00:00 Вступление. Историческая справка: Схоластические споры средневековья
08:48 Регламент дебатов.
10:23 Раунд 1: Позиция Группы А.
14:33 Раунд 1: Позиция Группы Б.
17:40 Раунд 2: Вопросы и контраргументы к позиции группы Б.
21:17 Раунд 2: Вопросы и контраргументы к позиции группы А.
23:30 Общие правила и регламент дебатов.
26:15 Раунд 3: Защита позиции группы А и ответы на поставленные вопросы.
30:47 Раунд 3: Защита позиции группы Б и ответы на поставленные вопросы.
37:45 Раунд 4: Заключительное слово группы А.
44:14 Раунд 4: Заключительное слово группы Б.
47:00 Комментарии модератора к тезисами и аргументации обеих сторон.
01:02:11 Итоги дебатов и заключительное слово модератора
Некоторые полезные вводные:
Чем дискуссия отличается от других форм коммуникаций?
Ключевое отличие дискуссии от других видов спора является работа с аргументами. То есть позиция каждой стороны оформляется в виде нескольких основных утверждений, а для их подтверждения/подкрепления используются аргументы.
Работа с аргументами происходит с опорой на логику высказываний.
Модераторы, не участвующие в дискуссии фиксируют нарушения: логические ошибки и “уловки“, не продвигающие дискуссию вперед, а уводящие в сторону.
Самые типичные ошибки и нарушения: апелляция к личности, подмена понятий, передергивание - атака позиции оппонента вместо аргументирования своей позиции, подмена факта мнением или игнорирование фактов и т.д. и т.п. В общем, их очень много и мы будем стараться их фиксировать.
Когда аргументы сформулированы, наступает этап знакомства с позицией оппонента (ов) и их аргументами. Это происходит до дебатов.
После подготовительного этапа (заочного), начинаются очные дебаты.
1. Каждая сторона озвучивают позицию и аргументы в ее пользу.
2. Фиксируются сходства и/различия основных позиций.
3. При необходимости уточняются понятия, которыми оперируют стороны.
4. Каждая сторона выступает с критикой позиции оппонирующей стороны; критика направлена на аргументы, к-м противопоставляются контраргументы.
5. Стороны сводят свои позиции после обмена критикой: соглашаются или фиксируют несогласие по основным тезисам.
За основу мы берем самые общие правила дискутирования, культивируемые в академической философской среде.
Как это происходит? С самых первых курсов студенты под руководством преподавателей учатся дискутировать, усваивая основные правила ведения дискуссии, изучая логику высказываний (силлогистику) и вырабатывая необходимую дисциплину, чтобы дискуссия не превращалась в словесную перепалку, пустой спор, “софистику“, свару, перебранку и иные неконструктивные формы коммуникации.
Далее, на многочисленных заседаниях кафедр университетов,уже не студенты - аспиранты оттачивают свои навыки дискуссии, оппонируя другим аспирантам и старшим преподавателям с учеными степенями, защищая тезисы конференций, докладов, тезисы публикаций в научных журналах, наконец, защищая тезисы диссертации, которую потом предстоит защищать перед учеными советами, подчиняющимся высшей аттестационной комиссии (ВАК).
Так, вкратце, происходит обучение и отбор учащихся, способных вести дискуссию на академическом уровне, а значит могущих быть допущенными к защите диссертации.
Мы будем стремиться формировать культуру дискуссии, опираясь на академические практики как образец с практической стороны, а на формальную логику и теорию аргументации как образец с теоретической стороны.
Подавляющее большинство коммуникаций на якобы философские темы, хотя и касаются философских вопросов, но, при детальном рассмотрении, даже близко не похожи на философские дискуссии. Эти «обмены мнениями», как правило, быстро скатываются в пустословие и перебранки. Они дискредитируют философский дискурс, поскольку у неподготовленного наблюдателя, поначалу искренне интересующегося философией, возникает ощущение, что любая философская дискуссия – это, в конечном итоге, пустословие, фразерство, балагурство, либо, в лучшем случае, интеллектуальное «псевдомудрствование», софистика.
Мы будем прилагать усилия, чтобы коммуникации внутри нашего сообщества эволюционировали и позволяли участникам клуба полнее раскрывать свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Манифест о плодотворной дискуссии -
#дебаты #философия #дискуссия
Поддержать деятельность философского кружка
Вступить в клуб -
12 views
3433
1288
12 hours ago 00:04:27 3
III Всероссийский форум молодых теологов состоялся в РАНХиГС
3 days ago 00:01:00 270
Сферический конь в вакууме
4 days ago 01:59:20 1.8K
Хук Слева: Украина и Сирия, Народный капитализм, Тест на экстремизм для школьников, Война идей
5 days ago 00:20:23 1
Разбираемся с критикой, самокритикой и ответы на критику
6 days ago 00:40:48 2.2K
Владислав Тисов // Генеалогия субъективности. “Я“ в философии Нового времени. Специально для “ВКФМ“.
6 days ago 02:02:36 50
Спорим по Гарри Поттер и философский камень || Книга & Компания #1
1 week ago 02:27:59 2K
Николай Соболев - дебаты с маркаряном, снятие иноагента и социальная философия
1 week ago 01:10:42 1
Известные персоны в ракурсе наставничества: презентация выставки 3D-моделей
1 week ago 00:28:59 674
[Dr. Sergey Kibalnikov] Почему Россия не пойдет на перемирие? Когда закончится война?
2 weeks ago 01:52:02 11
Игорь Нарский - Можно ли использовать критику Р. Бартом буржуазной масс. культуры для интерпр. позднесовет. истории ()
2 weeks ago 01:35:22 338
Дискуссия «Взаимодействие искусства и науки» | Болотоведение |
2 weeks ago 02:18:41 944
[Подкасточная] Подкаст о философии | Смерть | Николай Андреев | Сева Ловкачев, Евгений Цуркан
2 weeks ago 00:05:11 6
Разрыв шаблона в споре, в конфликте. Погасить спор. Психологическое айкидо. Словесное айкидо
2 weeks ago 01:11:19 3.1K
Является ли агрессия частью человеческой натуры: нейропсихология агрессии и агрессивного поведения
2 weeks ago 02:00:43 807
«Тайна черного ящика. Философия в эпоху Вычислительного разума» (Дискуссия)
2 weeks ago 01:10:21 29
Пушкин и Чаадаев: спор о судьбе России. Семинар Школы Гуманитария
2 weeks ago 00:16:18 24
[TED] Дэймон Хоровиц требует «операционную систему морали»
2 weeks ago 00:01:48 68
Архивная запись к 23 февраля 2024 года. ВЕСТИ Новосибирск.
3 weeks ago 00:02:53 187
Мульткалендарь. 27 ноября. Святитель Григорий Палама
3 weeks ago 00:17:23 272
Вера как свобода или ограничение Энвер Измайлов, Владимир Легойда и Артемий Лебедев
3 weeks ago 01:21:53 5
Травмирующие споры и полезные дискуссии
3 weeks ago 01:09:52 972
Андрей Володин – Монистически-пантеистическая система: кто такой Бог Спинозы?
3 weeks ago 00:17:23 1.4K
Бог - это просто законы физики? Энвер Измайлов
3 weeks ago 00:25:59 35
[Azazin Highlights] Скептик Ругается с БОГОМ (нарезка со стрима Максоса) | Максос Highlights, Бог Кузя