“Страшные Сибирские Сны“ Наташа Юдина. “Scary Siberian Dreams“ Natasha Yudina.

“Scary Siberian Dreams” is an artistic and philosophical discourse. This type of art tells us about brutal Siberia and discovers such a concept as an “existential cold”. It is focused on cold in the meaning of not only climatic aspect. But in the meaning of alienation and “freezing” of Siberia from the point of culture. Such type of art is able to show the specificity of the harsh, “frozen” Siberian consciousness, sleeping in the meaning of perception of culture... TOMSK ART MUSEUM. 2021 СТРАШНЫЕ СИБИРСКИЕ СНЫ Художественный дискурс “Страшные Сибирские Сны“ относится к практикам культурных исследований (cultural studies), работает с проблематикой сибирской идентичности и оригинальности и обнаруживает в себе преемственность художественного направления 2000-х Сибирский Иронический Концептуализм (sic). Такое искусство способно говорить о суровой сибирской зиме и раскрыть такое понятие, как экзистенциальный холод. Холод в значении не только климатического аспекта, но и в значении отчуждения и культурной «заморозки» Сибири. Это искусство способно говорить о специфике сурового «замороженного» сибирского сознания. Своим существованием оно ставит вопрос: «Какое искусство способно зародиться и выжить в суровой Сибири? Как это искусство соотносится с русским искусством и вписывается в его историчность?» И строится на антиномии - «выжить искусству в Сибири невозможно, родиться такое искусство может только здесь». Дискурс «Страшные Сибирские Сны» работает с понятиями этика и эстетика. Каким образом конвенция этики полемизирует с контекстом Сибири и говорит со зрителем языком искусства? А такое искусство отражает существование Сибири каким-то особенным аспектом и поэтому релевантно понятию этики. Значит, требует определённой деликатности в восприятии, культурного сострадания, в котором известное выражение «вульгарное восприятие искусства имеет множество обличий» становится институтом права. Права на существование такого искусства! Сибирь это «белое культурное пятно» и из этого источника исходит понятие эстетики. Эстетика белого цвета соотносится с сибирским снегом и диалектически раскрывает в таком искусстве как прекрасное, так и безобразное. Прекрасное исходит из эстетизации белого. Белое в русском искусстве играет большую роль. О «белом человечестве» говорил Малевич: «Все люди должны быть белыми». Это связано с традицией духовной, с Византийской традицией белого, с теорией чистого пустого созерцания. Дискурс «Страшные Сибирские Сны» соотносит белый цвет с концепцией «великого безмолвия» Кандинского. Белый это безмолвный цвет, он не говорит, не дышит, не живёт, не котируется на рынке. Это цвет в отсутствие цвета, не имеющий истории красоты, как, например, в изложении Умберто Эко 2004-го года «История красоты». Это диверсия цвета! Когда художник остаётся один на один с разрушенной палитрой. Искусство «Страшные Сибирские Сны» в своё время экспонировалось в Музее Москвы, Российской государственной библиотеке (Москва), Московском музее современного искусства «Арт4ру», Центре изящных искусства BOZAR (Брюссель), Галерее Saatchi (Лондон), Доме культуры «Громов» (Санкт-Петербург), Музейном центре «Площадь Мира» (Красноярск), Центре культуры ЦК19 (Новосибирск), в родном городе Томске: в Томском областном художественном музее, Сибирском филиале государственного центра современного искусства, Сибирском филиале Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. А также на квартирных выставках Лукии Муриной и Николая Исаева. Двенадцать ящиков со скульптурами приютил и хранит в своём пространстве с 2021 года Сибирский филиал ГМИИ со свободной возможностью посещения и осмотра. Наиболее известная работа – скульптура «Ленин в зимнем уборе» 2017 года, находится в Красноярском Музейном Центре «Площадь Мира“. В свое время Борис Гройс писал о России как о подсознании Запада, но нынче ситуация радикально изменилась. Весь «Запад» вся цивилизация на севере Азии изгоняется, улетучивается и сжимается как «шагреневая кожа». И всякая художественная рефлексия становится для автора его личным, тайным достоянием, почти сновидением, которое пока еще возможно воплотить в произведение искусства! Именно такого рода произведения составляют коллекцию искусства под названием «Страшные Сибирские Сны“. Сибирь покоится под белыми снегами забвения, спит покойно, заметённая снежным саваном. Кутается в меха, утепляется шкурами, обрастает шерстью, укрывает холодным покрывалом Изиды…
Back to Top