4-Я НЕДЕЛЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ

🔹 Четвертое воскресенье после святой Пятидесятницы церковный лекционарий, то есть книга, предписывающая то или иное евангельское чтение, предлагает отрывок из Евангелия от Матфея, в котором повествуется об исцелении слуги сотника. 🔹 Система чтения отрывков из различных частей Нового Завета формировалась еще в эпоху святителя Иоанна Златоуста. Её авторы, в большинстве своём безымянные, были детьми античного мира, с его символизмом, эстетическими представлениями и любовью к нумерологии. Поэтому порядок чтений не представляет собой хаотичный набор отрывков. 🔹 Каждая неделя посвящена определённой мысли, которая встроена в систему линейного календаря, учитывает историческое развитие событий и богословские акценты, соответствующие календарной дате. 🔹 Так было не всегда. Еще блаженный Августин писал, что в его время отрывки выбирали по прихоти проповедника. Если ему надо было подчеркнуть ту или иную мысль, то он сообщал об этом церковным чтецам и те выбирали подходящие отрывки, которые и зачитывались за воскресным богослужением. Если проповедник не раскрывал в должной мере свою мысль за одну проповедь, точно такое же евангельское чтения могли повторить и в следующее воскресенье, чтобы проповедник продолжил и закончил свою проповедь. Надо сказать, это многим не нравилось. 🔹 Тот же Августин однажды в Великую Пятницу решил сказать проповедь на тему, отличающуюся от событий Великой Пятницы, и благословил, соответственно, дьяконам читать отрывок из евангелия, в котором повествовалось не о распятии и смерти Спасителя, а о чем-то ином. И это вызвало большое недовольство народа, о чем даже есть свидетельства истории. 🔹 В общем, к середине V века последовательность чтений стала не предметом выбора проповедника, а четкой осмысленной богословской последовательностью, за которой проповедник должен следовать сам. И то, что в 4 Неделю, то есть в 4-ое воскресенье после святой Пятидесятницы Церковь предлагает нам чтение об исцелении слуги языческого офицера, сотника, то же не случайно. 🔹 Авторы лекционария подчеркивают, что после своего рождения в день Пятидесятницы, Церковь развернулась лицом к языческому миру, который так же жаждал евангельской истины. 🔹 Святитель Иоанн Златоуст, проповедуя об исцелении слуги сотника подчеркивает: «Подлинно, весьма много значило, что человек, не из числа иудеев, имел столь высокую мысль о Христе». То есть, это чтение подчеркивает богословскую мысль, что Церковь идет к язычникам. Это было чрезвычайно важно подчеркнуть для Златоуста. 🔹 В его время в эллинской христианской среде уже были тенденции ограничить христианскую миссию пределами Империи, и не тратить силы на проповедь за пределами лимеса, то есть за пределами греко-римского мира. И вот Златоуст, который сам лично занимался переводами евангелия для готов, подчеркивает: «Христос делает известным, что дар веры будет предложен не только иудеям, но и язычникам, и последним более, нежели первым. Не подумайте, говорит, что так случилось только с сотником; то же будет и со всей вселенной. Здесь пророчески говорит Он о язычниках, и им подает благую надежду». 🔹 Вполне возможно, что именно святитель Иоанн Златоуст был одним из авторов этой части лекционария, и именно он предложил читать в 4-ую неделю после святой Пятидесятницы именно этот евангельский отрывок. Потому что Церковь, родившись в иудейской среде, несет спасение всему миру, что и подчеркивает данный текст евангелиста Матфея.
Back to Top