Режиссер и сценарист Назим Туляходжаев по Рэю Брэдбери
В ролях Юрий Беляев, Нелли Пшенная, Георгий Гегечкори, Тамара Схиртладзе, Хенрикас Кураускас, Валентинас Масальскис, Владас Багдонас, Дариус Палекас, Сигуте Ларионовайте, Дариус Цицинас
«Вельд» узбекского режиссёра Назима Туляходжаева — один из самых странных фильмов эпохи перестройки, хотя в конце 80-х подобных картин сняли, вроде бы, немало. «Вельд», конечно, имеет достаточно условное отношение к фильмам ужасов, к которым его иногда относят; советские прокатчики и вовсе позиционировали его как детское кино, проигнорировав моменты с трупами, которые волокут по мостовой крючьями, или кровавой лужей, расползающейся из-под двери. Но советские зрители, не избалованные страшными фильмами, восприняли «Вельд» именно как ужастик, в результате чего, по воспоминаниям некоторых из них, на сеансы невозможно было попасть: люди всеми правдами и неправдами прорывались на этот фильм — те, кому не хватило кресел, сидели на полу, в проходах. Сейчас «Вельд» практически забыт. Странный сюжет, депрессивный визуальный ряд, беспробудная мрачность и отчаяние — все это с большой вероятностью оттолкнет рядового зрителя. Ценитель артхауса, напротив, найдет фильм излишне прямолинейным, бьющим на восприятие (еще в год выхода Туляходжаева обвиняли в подражании Тарковскому). И, тем не менее, фильм прекрасен. Да, далеко не идеален, да, декорации обшарпанные, а спецэффекты — допотопные, но режиссеру удалось главное: уловить ту тонкую, как музыкальная нота, человечную сущность прозы Брэдбери, которую теряют почти все крепкие профессионалы от кино, и бережно донести ее до экрана.
Назим Туляходжаев, талантливый узбекский режиссер, сценарист, а по совместительству еще и художник, уже имел опыт экранизации Брэдбери, и притом успешный: его мультфильм 1984 года «Будет ласковый дождь» побывал на трех международных фестивалях, собрал там все главные призы и был тепло принят зрителями и критиками. Решив не останавливаться на достигнутом, Туляходжаев спустя три года экранизировал «Вельд»… и еще несколько рассказов, включая даже эпизод смерти полковника Фрилея из сборника «Вино из одуванчиков». При этом он не стал делать антологию, а сплел рассказы в один сюжет. Результат поистине трудно описать: это надо видеть. На экране предстает странный, жуткий и безгранично тоскливый мир, где на пути электрички вполне могут возникнуть средневековые рыцари в латах, умершие родственники возвращаются, чтобы тут же погибнуть от рук безликих солдат, разъезжающих по городу на бронетранспортере, специальные фирмы по снятию агрессии за большие деньги создадут двойника вашего обидчика, даря вам возможность его убить, а с телеэкранов в реальность прорываются львы, пожирающие людей.
В этом выморочном мире всякий луч надежды, всякий протест, всякую отраду давят, давят и уничтожают без пощады. Рыцари, отважно бросающиеся на бой с «драконом», гибнут, сметенные механической громадой локомотива; у полковника, задыхающегося в доме для престарелых, отнимают телефон — последнюю связь с другом, с миром живых людей; безобидного безумца Ганди, созерцающего море, безжалостно скручивают санитары, привязывают к каталке, накачав транквилизатором; человека, посмевшего возвысить голос, давят бронетранспортером и живого швыряют в яму к мертвецам, расстрельные команды отнимают у стариков вернувшегося из мертвых сына, а милые дети хладнокровно обрекают родителей на страшную смерть…
К сожалению, фильм снят на запредельно паршивой плёнке. Может, так было и задумано, ведь фильм снимался с элементами хоррора, и мутное изображение - что-то типа спецэффекта, а может, у режиссёра банально не было денег (это надо спросить у него). Кинопроизведение к серьёзному просмотру очень даже рекомендуется и не только поклонникам Рэя Бредбери.