Наталья Бородулина, колокольный звон в храме-часовне Архангела Михаила в с. Дунино

В официальных документах деревня Дунино появляется в конце восемнадцатого века. «Экономические примечания» сообщают, что сельцом Дунино из восьми дворов, где проживали 36 мужчин и 31 женщина, владели Дарья и Александра Григорьевны Спиридовы, которым принадлежало соседнее село Козино на противоположном берегу реки Москвы. На самом деле, высокий берег реки был обжит намного раньше — курганы, которые открыли здесь археологи, относят к четвертому-пятому веку. Остатки древних поселений стали частью уникального дунинского ландшафта, как и оставшиеся от великой войны блиндажи и окопы — рубеж обороны Москвы проходил в сотне метров от деревни. Осенью 1941 года немецкий снайпер, засевший на противоположном берегу Москвы-реки, застрелил двух местных подростков, которые вышли встречать свою мать, возвращавшуюся из Звенигорода. В этом овраге теперь и стоит часовня Михаила Архангела, построенная в 2005 году, что называется, «на крови». — Почему Архангел Михаил? Потому, что он покровитель небесных сил, — объясняет матушка Варвара, которая заправляет всем церковным хозяйством и знает историю дунинской церкви с самого ее начала. Храм начали строить в середине нулевых, когда казалось, что гибель деревни и всего народного заповедника неизбежна: через Дунино должны были провести дорогу. Ради этого не только военные блиндажи, но и дунинское кладбище решили стереть с лица земли — перевезти останки под Можайск, а кладбище застроить. Потому что все надо застраивать и из всего извлекать деньги. Русская идея Конечно, дунинцы пытались бороться. Писали всюду, что здесь археологический заповедник, древние курганы, и здесь же могилы бойцов, защищавших свою землю, каждый ее клочок полит кровью наших солдат, погибших в страшном сорок первом году, когда фронт вплотную подступил к Москве. Но все было напрасно. — Народ говорил: «Да что ты, все равно застроят, это же деньги!» — восклицает матушка. — А глас народа — это глас Божий. В результате мы стали молиться и спрашивать: «Господи, есть ли сила сильнее денег?» Усиленно молились и получили ответ — это благодать. Кому-то такой ответ покажется расплывчатым и неконкретным, но дунинцам он очень понравился, и стали они добиваться благодати. Вместо того, чтобы отстаивать свою землю, например, в суде, дунинцы начали строить на ней храм в память погибших односельчан. Решили обратить разрушительное дело, уничтожение памяти, в созидательное. И против фашизма. Кто же в России откажется поддержать дело, которое против фашизма? Разрешение на строительство храма-мемориала было получено. А деньги дунинцы собрали всем миром. Правда, немного, хватило только на то, чтобы укрепить склон, на котором собирались строить, выровнять площадку — для этого из Горок-2 «КамАЗами» везли песок и камни. Но потом пришла помощь. Сначала мужики, продававшие эти камни на рынке, стали привозить их бесплатно, потом из питомника отгрузили списанные растения — декоративные сосны, спиреи, можжевельник, и они на террасах, которые обустроили на склоне, отлично прижились. И все, абсолютно все готовы были помочь такому доброму делу, как строительство мемориального храма. Матушка Варвара говорит: «Как против фашизма все шли». — На закладку краеугольного камня мы пригласили женщину, которая в Одинцове отвечала за оформление строек. Сын больной у нее был, безнадежно. И она рассказывает, что подумала в этот момент: «Кругом Михаилы, и у меня сын Михаил. Попрошу-ка я Бога, чтобы Он его вылечил». Дала обет построить церковь, найти спонсора, то есть все сделать. И начала оформлять документы. И ни одной взятки за оформление строительства деревня не заплатила, хотя это Рублевка, тут по кабинетам надо с мешком денег ходить. Все обещанное Богу она выполнила, построила храм, и сын у нее выздоровел, вырос, женился, а когда пришло время крестить детей, и сам вместе с ними крестился — он некрещеный был. Когда администрация опомнилась, было уже поздно — храм стоял, и снести его было бы трудновато. Но противостояние еще долго продолжалось — дунинцам запрещали, например, сделать на холме лестницу с нижнего уровня на верхний. И еще много лет оставалась опасность, что прикроют стройку, начнут прокладывать дорогу, и ни храма здесь не будет, ни деревни. Но вот идут годы, и нет никакой дороги, все так же шумит вокруг деревни лес, бьют ключи, поют птицы, и жизнь продолжается. Ссылка на полную статью #колокольныйзвон #звонзвоны #колокола #bellringing #дунино #рублевка #наталья_бородулина_экскурсии
Back to Top