Пателис Д. Наука Логики Гегеля и последующее развитие диалектической логики.

Пателис Димитриос. Наука Логики Гегеля и последующее развитие диалектической логики. «Гегелевские штудии». Система диалектической логики есть наука о мысленном воссоздании развивающегося предмета. Первая в истории человеческой мысли попытка рассмотреть целую науку исходя из ее внутренних связей была предпринята Гегелем, действительным объектом исследования которого, было мышление. В системе Науки Логики развертывается диалектически интерпретированное познание с точки зрения последовательности и связи обнаруживающихся в нем логических категорий. Это первая попытка категориального исследования развития познания, в результате которой была выявленная последовательность субординированной системы логических категорий. В этом исследовании мышление рассматривалось как объективный процесс, не зависящий ни от произвола отдельных индивидуумов, что связанно с догадкой о том, что мышление есть естественноисторический процесс. Однако, как доказал Вазюлин В.А. (1968), натолкнувшись на объективный характер мышления данной эпохи, обнаружив, что каждое поколение людей вынуж¬дено считаться с уже имеющимися категориями как данными, Гегель оказался не в состоянии объяснить историчность категорий. Поэтому объективность мышления была им воспринята в качестве абсолютной самостоятельности мышления, в результате чего, система категорий современной мыслителю эпохи выступала как данность, как вечная, абсолютная. Следуюшая система -уже прикладной диалектической логики- возникла в результате развития целой науки политэкономи в ее собственной, внутренней связи в «Капитале» К. Маркса, где капиталистическая общественно-экономическая формация рассиатрывается как «органическое целое». «Капитал» представляет собой принципиально новую логико-методологическую программу развертывания теоретической системы конкретно-научного знания, намного опережаюшую уровень осознания методологических проблем фетишизируемой до сих пор «позитивной науки» и философствующего отражения ее фетишизации. Поэтому философско-методологическое осмысление «Капитала» позволяет на основе конкретной науки о производственных отношениях капитализма выявить марксов метод исследования органического целого. Задача выявления марксистской логики и методологии научного исследования в «чистом виде», путем логического и категориального рассмотрения политэкономического материала — магистральное направление развития наук о методе и об обществе. Ее фундаментальное значение долгое время не осознавалось. Эта задача была заново поставлена некоторыми исследователями философии и общественных наук (М.М. Розенталем, З.М. Оруджевым, Э.В. Ильенковым и Л.А. Маньковским) в 50-60-е гг. прошлого века. В то время как на Западе идеи относительно социокультурной детерминации развития научного мышления, диалектической логики и т. д. воспринимались чуть ли не как откровение, в советской науковедческой традиции, этот круг вопросов рассматривался в качестве основной проблематики анализа научного познания. Однако принципиально новые возможности, заложенные в концептуальном аппарате марксистской науки, не всегда были реализованы и оставались на уровне декларативных принципов и намерений, существуя в виде общего контура системы исходных «определений мысли», априорных схем, «чистых основоположений рассудка» или познавательных норм. Выявление логики теоретической части «Капитала» К. Маркса путем систематического категориального осмысления политэкономического материала с параллельным критическим анализом «Науки логики» Гегеля содержится в гениальной книге Вазюлина «Логика “Капитала“ Карла Маркса». В рамках этой логики и методологии прослеживается восхождение от абстрактного к конкретному в единстве с восхождением от чувственно-конкретного к абстрактному, логическое рассматривается в единстве с историческим, разумное мышление — в единстве с рассудочным. Для исследователя 50—60-х гг. XX в. логика Гегеля и логика «Капитала» Маркса представляют собой коренным образом различные вехи внутренне единого естественно-исторического процесса постижения категориальной системы научного мышления. Дальнейшее исследование привело к осознанию того, что следующим предметом, при изучении которого возможно было применить, углубить, и развить диалектический метод, была история человечества. Результаты этого исследования отражаются в уникальной концепция «Логики истории» Вазюлина. Творческое развитие метода научного исследования позволило раскрыть внутреннюю систематическую взаимосвязь законов и категорий общественной теории, отражающей структуру развитого общества, представить теоретическую периодизацию истории человечества (закономерности ее «восхождения» от начала, первоначального возникновения, формирования к зрелости) сквозь призму взаимодействия природно-естественных и социальных факторов. Современность диктует необходимость дальнейшего и, по-видимому, более фундаментального раскрытия познавательного и эвристического потенциала диалектической логики и методологии в направлении предвидения и развития снтетической науки.
В начало