ПОЕДИНОК ПЕРЕСВЕТА И ЧЕЛУБЕЯ

Фильм “Родина“, ссылка на фильм: 08 сентября 1380 года в районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон, на Куликовом поле (юго-восток Тульской области) состоялось крупное сражение между объединённым русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и войском темника беклярбека части Золотой Орды Мамая. Это сражение имела большое значение для становления будущей русской государственности. По разным оценкам численность русского войска колеблется от 40 до 70 тысяч человек, а войско Мамая составляло от 90 до 150 тысяч человек. Победа русского войска добыта большой ценой — погибло до 20 тысяч человек, но враг был разбит наголову — его потери составили 8/9 всего войска. Победа в этой битве была обусловлена не только полководческим талантом князя Дмитрия Донского, но и высоким моральным духом русского воинства, который перед битвой ещё сильнее укрепила победа русского богатыря Александра Пересвета в традиционном поединке богатырей перед битвой. Со стороны войска Мамая Пересвету противостоял богатырь Челубей (по другим версиям — Челибей, Темир-Мирза либо Таврул). По преданию, Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого люди Мамая наняли специально для подобных поединков. По некоторым сведениям Челубей был не просто опытный воин и богатырь, но он был тибетским монахом, прошедшим воспитание по системе «маг-цзал» и достигнувший статуса «бессмертного». Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких избранных духами воинов-тибетцев (их звали «дабдоб») всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то он и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы ещё до начала сражения духовно сломить русских. Копьё мастера конных поединков Челубея было значительно длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Понимая, что в поединке по традиционной схеме у него очень мало шансов на победу, Александр Пересвет решил увеличить вероятность победы за счёт ухудшения собственной защищённости и пошёл на поединок, сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Сильный и опытный воин Челубей точно поразил не имеющего щита Пересвета под левую пазуху. Удар копья Пересвета пришёлся в щит Челубея. Но столько силы и решительности было в этом ударе, что копьё Пересвета пробило щит насквозь и сам Челубей, получив смертельную рану, упал головой к ордынским войскам. Что было плохим для них предзнаменованием. «Сказание о Мамаевом побоище» сообщает, что поединщики «ударились крепко копьями, едва земля не преломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались». По другой версии Пересвет же, получив смертельную рану, продолжал оставаться в седле, доехал до строя русского войска и только там умер, или верный конь вынес к своим умершего по дороге, но остававшегося в седле победителя.
Back to Top