Древнерусское вече. Демократические традиции Руси

Откуда берут свое начало вечевые традиции? Чем по своей сути является вече? Чтобы ответить на эти вопросы надо обратиться к истории Древней Руси. Слово «вече» пришло к нам из старославянского языка, от слова «ветъ» – совет. Еще в догосударственный период древние славяне обсуждали наиболее важные вопросы на сходах – собраниях всего племени. Прокопий Кесарийский, византийский писатель VI в., свидетельствовал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и потому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом». Именно эта система легла в основу вечевых традиций более позднего периода. Рассвет же вечевой деятельности пришелся на время феодальной раздробленности. Стоит обратить внимание на следующий факт: в силу комплекса обстоятельств Новгород и Псков (о вечевых собраниях которых в аудиолекции будет рассказано отдельно) не испытали на себе в полной мере характерной для Руси княжеской власти. Это создало благоприятные возможности для развития демократических форм управления, в том числе и унаследованных из практики догосударственного периода развития. Хотя, разумеется, раннее «племенное» вече эпохи первобытного строя или военной демократии серьезно отличалось от «волостного» вече второй половины XI–XII вв. В данной аудиолекции мы взглянем с вами на древнерусское вече не только как на законотворческий и представительский общественный институт. Но и рассмотрим вече с более необычный стороны. Мы взглянем на вече как на орган высшего правосудия. Правосудие веча, древнерусского народного собрания, восходит к родоплеменной эпохе, прежде всего к практике воздействия на тех, кто оказывался виновным перед «коллективом». О вечевом правосудии IX-X вв. у нас нет достоверных сведений, по-видимому, это было связано с усилением княжеской власти, которая не допускала серьезной конкуренции со стороны народного собрания, поскольку суд веча, прежде всего, – суд политический. Общинно-вечевое правосудие (прежде всего – политический суд) получает свое развитие в XII – первой трети XIII вв. и это было связано с усилением самостоятельности вечевых общин по отношению к княжеской власти. Вечевое правосудие было присуще всем землям Древней Руси. В сферу его действия, прежде всего, попадали лица, сумевшие так или иначе нанести вред всему сообществу, которое представляло вече, в первую очередь – представители власти. Наказание вечем виновных лиц часто сопровождалось общественным волнением, однако ситуация не сводилась к бесчинствам толпы, но осуществлялась в соответствии с определенным порядком. Влияние на настроения народа оказывали традиционные лидеры. Иногда на вече устраивались слушания сторон, обвиняемые освобождались от наказания. К наказанию виновных приступали после вечевого решения. Нередко сам способ казни (наиболее распространенный вид наказания при вечевом правосудии) выбирался в зависимости от характера преступления.
Back to Top