С 18 июня в Осетии отмечают праздничные дни, посвященные одному из самых важных и почитаемых небожителей.
Уацилла – занимает одно из основных мест в пантеоне осетинских божеств и является покровителем хлебных злаков и всего того, что произрастает на земле для пользы человека.
Ему поклонялись еще наши предки – аланы, когда поселились у подножья Кавказских гор и начали заниматься земледелием.Он является могущественным небожителем: чтобы трава на пастбищах и сенокосах была сочной и жирной, молятся Уацилла, во время засух и длительной непогоды ему же.
Он имеет много посвященных ему святилищ, главным из которых является святилище в Даргавсе, на горе Тбау. Праздник отмечается в каждом ущелье, в июне и продолжается несколько дней. Многие семьи на Уацилла делают кусарт (жертвоприношение). В старину это делала каждая семья, даже бедные приносили в жертву ягненка, ибо в этот праздник не принято было демонстрировать свою бедность.
В эти дни, как и на другие большие праздники (Хетаджы Уастырджи, Реком, Каердаегхаесаен, Уастырджимае куваен къуыри, аемае аендаертае) не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу – Стыр Хуыцау.
В знак особого почтения женщины пекли пироги молча, ниже глаз обвязав лица полотенцами, чтобы даже дыханием не осквернить их.
Перед закланием жертвенному животному давали лизнуть соль и с тремя пирогами и чашей пива произносили над ним ритуальную молитву, дабы Уацилла принял жертву. Отрезав голову животного, ее несколько минут держали над огнем, чтобы опалить шерсть и тем самым известить Уацилла, что ему принесена жертва, а затем прикладывали к шее.
Каждая семья несла кувинаг в святилище Уацилла, но входить туда никто не смел. Уацилла являлся могущественным, суровым божеством и мог ослепить человека, если он без крайней необходимости входил в его святилище. Этим правом обладал только жрец.
На празднике Уацилла в святилище оставляли чашу с пивом. Если за год пива не становилось меньше, то год предстоял урожайный, счастливый. Если же пива стало меньше — жди неурожая.
Бывало и так, что жрец ночью оставался в святилище. Предание гласит, что в эту ночь Уацилла являлся в святилище и выливал пиво. Если пиво выливалось в сторону Осетии, то год будет урожайным, люди не будут знать тревог и печалей.
Люди и по сей день отмечают праздник Уацилла. Некоторые встречают его в кругу семьи, другие устраивают общесельский кувд с закланием быка, теленка или барана. К этому дню специально варят пиво.
Со святым Уациллой также связаны народные легенды, и нам бы хотелось предоставить возможность ознакомиться с одной из них:
Однажды напали кабардинцы на Хуссар-Ламардон, увезли с собой мальчика из фамилии Гуцаевых и заставили его пасти свой скот.Маленький мальчик плакал и очень тосковал по родине. И вот однажды прилетел к нему орёл и заговорил с ним человеческим голосом:
– Почему ты плачешь?
– У меня пропал один ягнёнок и потому я плачу.
– А ты не хочешь домой, на родину?
– А куда денутся тогда мои ягнята?
– Им тоже хозяин найдётся,а ты садись мне на спину, и я унесу тебя в твою страну.
Орёл посадил мальчика,принёс его на вершину горы Гуцаевых и спрашивает:
– Ты знаешь теперь, где твоё село?
– Мы вот под таким же лесом жили.И у нас тоже была такая башня,как та,которая там видна.
Дал ему тогда орёл овцу и сказал:
– Это и есть твоё село,иди туда.А с ягнёнком,который появится у этой овцы, ты должен будешь каждый год приходить сюда молиться мне.
Было это 400 лет наза, а в образе орла мальчику явился сам Уацилла.Он смешивает его со свежим пивом,которое впоследствии разливается всем,кто приходит поклониться божеству. А в посуду в святом месте наливает пиво, приготовленное к настоящему празднику, плотно закрывает его и вновь оставляет до следующего года.Это пиво необыкновенным образом сохраняет свои свойства в течение целого года.
Религиозные верования осетин отличаются синкретизмом.При молитве, по какому бы случаю,она ни произносилась, осетины первым находят имя Великого Бога,сотворившего мир («Дуне чи сфæлдыста иунгег кадджын Хуыцау»), а дальше имена дзуаров (духов-покровителей). Наряду с Уастырджи, Аларды, Майрам, Тутыром, Фалвара одним из популярных и почитаемых дзуаров был Уацилла.Самое известное из них находилось в Тагаурском обществе, на склоне горы Тбау-хох, отсюда, название святилища – Тбау-Уацилла. Дзуарылаги (жрецы) святилища по традиции выбираются из фамилии Гуцевых,жителей Цагат Ламардона. Помимо этого у каждого села (Даргавс, Хуссар Ламардон,Какадур и Джимара) были свои святилища,посвященные Тбау-Уацилла,где жители справляли этот праздник.Описания его появляются в записках путешественников уже в XVIII веке – у Штедера (1781 г.),Рейнеггса (1796). В XIX веке святилище описывают Клапрот (1808 г.), Шегрен (1846 г.) и другие. Содержательны этнографические зарисовки Дз.Гатуева (1914 г.) и Б. Каргиева (20-е гг. нашего столетия).
Как правило,праздники у осетин не привязаны к числам,а отмечаются по дням недели.