Начнем с самого простого - народных систем “амортизатор-штуртрос“. Смысл их в том, что румпель с подветренной стороны раскрепляется резиновым жгутом, а с наветренной стороны через небольшие блоки проводится тонкий кончик. Он крепится к какой-нибудь подходящей части рангоута или к одному из шкотов. Эта часть парусного вооружения и создает управляющее воздействие на рулевое устройство, удерживающее лодку на стабильном курсе.
Работают они, и хорошо работают на небольших лодках, сам проверял на шестиметровых швертботах - дори, яхте четвертьтонного класса с румпельным управлением. Хотя и на большой лодке со штурвалом можно приспособить. Настроить лодку на такой автомат можно практически на любых курсах относительно ветра. Такая простецкая штука вполне может послужить аварийным рулевым автоматом, надо только понять ее принцип действия и провести натурные опыты на своей лодке.
Мы фактически добавляем в нашу систему управления внешний контур отрицательной обратной связи и устойчивость ее работ