Н.А. Эскина
Missa brevis Аркадьева: форма и смысл
Missa brevis Аркадьева (1978-1979 гг.) написана на сокращенный канонический латинский текст, с соблюдением некоторых особенностей полифонической мессы Возрождения. Стилистика ренессансной мессы сочетается с техникой письма XX века. Стоит отметить тот факт, что в контексте идеологически закрытой советской культуры конца 70-х годов написание католической литургии с использованием григорианской традиции и строгой полифонической техники представляет собой уникальное, не имеющее аналогов явление, даже с учетом интереса многих советских авторов, включая Шнитке, к католической культуре и к жанру Реквиема. Месса Аркадьева в ряду этих сочинений прочитывается как опыт духовного сопротивления через культурно-историческое вживание в эпоху Возрождения, опыт самоотождествления композитора с творцами прошлого. В мессе Аркадьева применены приемы полифонической техники, известной по исследованиям контрапункта строгого стиля. Если не обращать внимания на вкрапления современных приемов письма, можно рассматривать Мессу как своеобразное пособие по контрапункту.
Missa brevis (1979-80) написана на сокращенный канонический латинский текст, с соблюдением стилистических и технологических особенностей полифонической мессы Возрождения. Стилистика хоровой ренессансной мессы сочетается с техникой письма XX века (кластеры, линеарность, политональность),
В мессе Аркадьева применены приемы полифонической техники, известной по современным исследованиям полифонии строгого стиля. Имитации, каноны, в том числе пропорциональный канон, под¬вижной и обратимый контрапункт, которые не так часто и не в та¬ком сочетании всех мыслимых полифонических приемов встречались в мессах Обрехта, Окегема или Палестрины, использованы в сочинении Аркадьева.
Если не обращать внимания на вкрапления современных приемов письма, можно рассматривать Мессу как образцовое пособие по строгому стилю. В “Christe еlеison“ используется даже усложнение и своеобразное суммирование разных видов полифонической техники, не имеющее аналогов в исторических прототипах.
Примененная Аркадьевым техника является контаминацией зеркальной имитации, обратимого контрапункта и контрапункта, допускающего удвоения. Первоначальное и производное соединения звучат одновременно, при этом производное является зеркальным вариантом первоначального, образуя сложное “умопостигаемое“ сочетание голосов, являющееся фикцией, “обманом зрения“: сложную контрапунктическую работу слух улавливает как аккордовую последовательность, в слушательском восприятии вся игра контрапунктических перестановок пропадает.
Как часто бывает в полифоническом сочинении XY-XYI вв., музыка обращена не к слуху, а к зрению, рассчитана на интеллектуальное постижение, а не на чувственное удовольствие,
В мессе Аркадьева полифония имеет, кроме формообразующего, и анагогическое назначение. В архитектонике мессы важно чередование аккордовых и полифонических разделов. Аккордовые звучания выделяют, в соответствие с барочной теорией музыкальной риторики, важные места. Полифония воплощает задачи динамизации формы.
Как конструкция мессы, так и рисунок полифонических преобразований в каждой из ее частей воплощают символический смысл текста, В мессе с предельной ясностью выражена современная позиция, взгляд XX века на строгий стиль XYI века: язык, технология, форма являются своеобразным инструментом философствования, инструментом познания человека и вселенной.
Mikhail Arkadiev’s Missa brevis, written in 1978-79, is set to an abridged version of the canonical Latin text and possesses some characteristic features of the polyphonic Renaissance Mass. Here the style of the Renaissance Mass meets the composition technique of the 20th century. In the ideologically sealed Soviet culture of the late 1970s the composition of a Catholic liturgy using the Gregorian tradition and the polyphonic technique of stylus gravis is absolutely unique, even though some Soviet composers, including Alfred Schnittke, did have an interest in Catholic culture and in the Requiem genre. Among their works, Arkadiev’s Mass might be viewed as an act of spiritual resistance through cultural and historical immersion into the Renaissance, as a living experience of self-identification with creative personalities of the past. Arkadiev’s Mass uses devices of the polyphonic technique, known from the studies of stylus gravis counterpoint. Ignoring the occasional uses of modern composition, one might effectively view this Mass as a textbook on counterpoint.
3 views
129
19
2 months ago 00:03:30 1
Schumann Warum #3 Mikhail Arkadev Шуман Отчего ор,12 №3 играет Михаил Аркадьев
2 months ago 00:05:20 1
Arvo Pärt “Für Alina“ Mikhail Arkadev. y.
4 months ago 00:04:57 1
S Rachmaninov Prelude op 32 №5 G dur Mikhail Arkadev, piano C.Рахманинов Прелюдия ор 32№5 соль мажор
5 months ago 00:29:37 1
Mikhail Arkadev Concerto Grosso “Ruins of the Baroque““Руины барокко“ для скрипки, органа и струнных
6 months ago 00:03:21 1
Dmitri Hvorostovsky Mikhail Arkadev Core ’ngrato Live recording, December, 2000
8 months ago 00:03:52 1
Сен-Санс “Лебедь“ Играет Михаил Аркадьев Saint Saëns Le Cygne Mikhail Arkadev
8 months ago 00:06:01 4
Chopin Nocturne Opus 32 No 1 in B Major Mikhail Arkadev 2007
8 months ago 00:07:38 1
Beethoven Symphony No9 Ending. Conductor Mikhail Arkadev 2010
8 months ago 01:44:13 1
Dmitri Hvorostovsky & Mikhail Arkadev. Concert in Moscow. 1990.
8 months ago 01:25:51 1
Комплексное развитие музыканта с Михаилом Аркадьевым / Comprehensive development of a musician