О.Ф.Сергеева. А у нас реченька ой глубокая (баллада псковского Поозерья с архаическим сюжетом) съёмка 1992. Усвятский район

Текст: “Журавлюшка по бережку“ (более полная версия Кумушек) и “У нас реченька“ в высоком качестве: Сюжет обращения сестры к брату как в духовном стихе (балладе о сотворении мира) “Разлилась-разлилась речка быстрая“ из репертуара представительницы традиции Смоленского Поднепровья (центр западнорусского этнографического региона, наряду с Брянщиной) О.Трушиной: “обрядовый фольклор южной Псковщины, даже в современном его бытовании, отличается богатством и устойчивостью древнейших его слоев: заговоров, песен земледельческого календаря, похоронных причитаний, бытовых плачей, свадебной поэзии. Этой редкой сохранности традиционной народной культуры, в которой обнаруживаются как самобытные, так и общие для всех восточных славян архаичные черты, способствовало, в частности, длительное инонациональное окружение и несколько изолированное положение в стороне от крупных промышленных центров“ (). “Когда говорят о Поозерье, в первую очередь имеют в виду русско-белорусское языковое пограничье, где тесно взаимодействуют южнорусский говор Псковской области с белорусскими. В неё входят южные районы Псковской обл., а также районы на стыке с Тверской и Смоленской. Поозерье как единую зону позволяет выделять её “общая историческая судьба“: “Это земли древнего восточнославянского племени кривичей... С 13в это зона длительных конфликтов между Москвой и Литвой... До революции Поозерье входило в состав Витебской губернии...“ Поозерье – не только переходная территория в языковом отношении, но и территория, на которой до недавнего времени сохранялись многие архаичные явления“ () Сергеева родилась в д.Перелазы Витебской губ. (ныне — Усвятский район Псковской обл.). Росла без отца, закончила 2 класса. «Мне на работе поесть некогда, признавалась певица, в перерыв все ко мне собираются: ты, говорять, Вольга, пой, а мы будем, обедавши, тябе слушать»“ (). «Феномен этнокультурной традиции русско-белорусского пограничья привлекал к себе внимание многих собирателей и исследователей “живой старины“, начиная с конца 19 в. Однако, тотальное обследование традиционной культуры региона стало возможным лишь в 50-е после появления в СССР бытовой звукозаписывающей аппаратуры» (). Случайно открытая фольклористом Е.Разумовской в 1971-м, Сергеева отличалась “на редкость богатым репертуаром (хотя для фольклорной певицы она была молода); яркой, по-своему неповторимой, манерой интонирования В её репертуаре доминировали обрядовые песни и старая лирика, что свидетельствовало о высоком художественном вкусе – большинство её ровесниц предпочитало петь новолирические песни романсного типа“. Муж певицы пил, одна из дочерей покончила с собой, младший сын умер в тюрьме. Сергеева: “Я с детства бегала к Василихе {прозвище Семеновой по имени мужа Василия}, всё слухала, как ина пяеть, пока все песни яе не переняла. Но пою по-своему, як мне урютнее (удобнее). Кажный пяеть, як яму урютней, и в кажной песне по сто перямен. Вы скоко бы ко мне ни ездили, всё равно всих песен моих не вóзьмете. Скоко бы ни увязлú – всё равно у мяне что-нибудь да останется, да к тому ж я ящё и новые подхвачу. Так что ездить вам ко мне целый век“. Последние 20 лет своей жизни Сергеева, тяжко заболев, провела в постели. Фольклористы только навещали ее, вынужденно прекратив записи. В 1987, 1992, 2000 сделаны съёмки для док.фильмов: В год 100-летия певицы в деревне Церковище благодаря инициативным жителям волости появился парк имени О.Сергеевой. В волостном центре д.Усвяты с 2004 проходит фольк.фестиваль её имени, который с 2019-го проводится в д.Церковище, где будут восстанавливать дом певицы:
Back to Top