В.Г. Кикнадзе. Воспитание патриота. Наша задача научить людей производить духовные ценности

Интервью военного историка и публициста, кандидата военных наук, доктора исторических наук, доцента Владимира Георгиевича Кикнадзе журналисту Материк ТВ Евгении Гладышевой на II Съезде историков России 4 ноября 2024 года Нужно не маски патриотов надевать, а воспитывать настоящих патриотов На плечи учителя истории ложится задача не просто дать ребёнку знания об истории, но и сформировать его мировоззренческую позицию. Сегодня на государственном уровне мы возвращаемся к одной из важнейших функций истории как науки, как учебного предмета — это воспитание гражданина и патриота. Среди приоритетных задач в национальных целях нашего государства стоит воспитание патриотичной, социально ответственной личности. Без знания истории, без обращения к тем традиционным российским духовно-нравственным ценностям, благодаря которым образовалось наше государство, невозможно воспитать патриота, искренне любящего наше Отечество. Выбор нашими предками православной веры — это не просто выбор религии или конфессии. Это выбор пути и мировоззрения. Воспитание на примерах далёкой и современной истории — актуальная задача, которая стоит перед каждым учителем и педагогом. Но если патриотическим воспитанием ребёнка не будут заниматься в семье с самого его рождения, то ни один, даже самый подготовленный и патриотично настроенный учитель истории, не решит эту задачу. Указ Президента РФ В.В. Путина “О совершенствовании государственной политики в сфере патриотического воспитания“ — это задача не только для министерств, ведомств, чиновников, это задача для всего общества. Мы должны вместе формировать эти ценностные ориентиры, которые были дороги нашим предкам и в полной мере соотносятся с истинными ценностями цивилизованного мира. Объединение вокруг России многих стран основано не только на экономических интересах. Прежде всего, все эти страны разделяют те ценности, которые есть у русского народа и которые мы защищаем сейчас с оружием в руках. Ценности, которые позволят сохранить мир и цивилизацию в целом. Роль учителей — не только в воспитании детей и молодёжи как патриотов своей земли, своего народа. Их задачей является сохранение ценностей для всей человеческой цивилизации. Маску патриота надеть очень легко, а заложить действительно нужные смыслы и содержание в произведение искусства, в художественный фильм, в постановку спектакля, в концертную программу гораздо сложнее. Технология духовного производства во многом утрачена. Сейчас наша задача — научить людей производить духовные ценности, в том числе и в материальном виде. Нужно научить чиновников видеть фильмы, книги, мероприятия, закамуфлированные якобы под патриотичную направленность. Научить их понимать, какие цели, задачи у конкретного мероприятия, фильма, театральной постановки, за счёт чего это будет достигаться и на какие эмоции они сработают. Практики прямого диалога между академическим сообществом и людьми, принимающими управленческие решения, сейчас нет. Академическая наука десятилетиями утрачивала свой статус. Специально закладывались такие тренды — якобы можно принимать многие важные решения, не прислушиваясь к учёным, потому что они “отстают от современных тенденций“. За последние годы некоторые решения на высшем государственном уровне были приняты, в том числе, благодаря позиции академической элиты. Это касается не только внутренней, но и внешней политики. Учёные должны постоянно искать диалога с людьми, принимающими управленческие решения, размягчать их позицию с помощью СМИ, привлекать общественные организации и различные площадки, начиная с Общественной палаты РФ. Предстоит большая системная, комплексная работа, которая не обойдётся без деятельного участия каждого из нас — в том числе, без той деятельности, которую ведёт Институт Русской Политической Культуры, и без таких форматов, как Съезд историков, где есть открытый профессиональный диалог, направленный на решение проблем и поиск оптимального пути их решения. Узнайте подробнее о Курсе истории -
Back to Top