Каждый видит в интернете то, что хочет - так ли это

«КАЖДЫЙ ВИДИТ В ИНТЕРНЕТЕ ТО, ЧТО ХОЧЕТ» - так ли это? Фразу из заголовка этой заметки часто встречаю в дискуссиях на тему влияния смартфонов и Интернета на детей. Обычно одна сторона объясняет важность родителям контролировать взаимодействие ребёнка с гаджетами и приводит примеры различного деструктивного контента, а другая - утверждает, что если у ребёнка всё хорошо в семье, то он не будет смотреть в Интернете всякую грязь, а возьмёт оттуда только что-то хорошее. И дальше звучит этот аргумент: «каждый в Интернете видит то, что хочет». Давайте задумаемся, насколько он соответствует действительности? Например, я решил найти какое-то видео на Ютубе. Я открываю сайт видеохостинга и сразу, ещё до того момента, как я воспользовался поиском, я получаю подборку разных видеосюжетов, каждый из которых старается зацепить моё внимание яркой картинкой, громким заголовком и иллюзией популярности и важности. Хотел ли я видеть все эти сюжеты? Очевидно, что нет, я зашёл на сайт с целью найти видео совсем по другой теме. Допустим, что я взрослый человек, достаточно хорошо управляю своим вниманием и пришёл на Ютуб с конкретной целью, а потому спокойно игнорирую всё мне предложенное, и начинаю искать нужный мне сюжет. Далее оказывается, что ролики одних авторов я на Ютубе могу найти достаточно легко и быстро, а ролики других авторов пессимизируются или скрываются системой, так как их воззрения не соответствуют толерантной/глобальной/внутренней политике владельцев видеохостинга. В результате я либо нахожу интересующее меня видео на третьей странице выдачи, либо понимаю, что его автор здесь уже заблокирован и иду искать информацию в другом месте. Пройдя аналогичные барьеры на других платформах, я, скорее всего, на одной из площадок всё же нахожу то, что хочу увидеть. Но это была описана история взрослого сознательного человека, пришедшего в Интернет с конкретным запросом. А теперь возьмём для примера ребёнка в возрасте 8-14 лет. Для него Интернет – это новая сфера, сулящая большие возможности познавать окружающий мир и потому вызывающая огромный интерес. Добравшись до заветного гаджета с доступом в сеть, он с любопытством кликает на иконку всё того же Ютуба, и сразу попадает в огромный, привлекательный и яркий виртуальный мир, наполненный улыбками, красивыми лицами и гламурной жизнью героев сюжетов. Знает ли он про алгоритмы, на основании которых продвигается контент на Ютубе? Знает ли он про политические и ценностные предпочтения владельцев хостинга? Знает ли он, какую информацию и зачем ему искать в Интернете? В подавляющем большинстве случаев ребёнок ничего этого не знает. И его внимание закономерно захватывает тот, кто контролирует доминирующие информационные потоки – в рассматриваемом нами примере это хозяева видеохостинга. И дальше ребёнок смотрит действительно то, «что хочет» - ведь у него такой огромный выбор тем и сюжетов. Но этот выбор уже заранее определён владельцами платформы и, по сути, ребёнок смотрит «то, что хочет владелец Ютуба». А что хочет владелец видеохостинга, или соцсети, или телеканала? Это очень легко узнать – просто проанализируйте тренды и оцените посыл контента самых популярных блогеров на данной площадке. Ведь если кто-то популярен, значит, администрация так настроила алгоритмы своей платформы, чтобы люди именно с такой информацией и формой подачи выходили «в топы», и в отношении них той же администрацией не применены явные или теневые алгоритмы пессимизации и блокировки канала, а наоборот – с высокой вероятностью им помогли продвинуться. К посту прикреплён отрывок из какого-то современного российского сериала. В нём как раз приведён пример, как людям в головы внедряют ложные установки на подобные темы. Ведь мало людьми манипулировать через контроль над доминирующими информационными потоками - надо ещё и создать у них иллюзию того, что они абсолютно свободны в своём выборе. Лучше всего это делать под прикрытием «развлечения»: сериалов, фильмов, телешоу и так далее. После такого достаточно детального описания проблемы – надо предложить какое-то решение. Учитесь! Обучайтесь сами и обучайте детей. Курс по ссылке разрабатывался с учётом того, что написано выше. Курс полностью бесплатный:
Back to Top