Рецепт изготовления чернил. ХИЖИНА ХОББИТА

✍ВСЕМИРНАЯ ПОДБОРКА РЕЦЕПТОВ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЧЕРНИЛ.🧙‍♀ Несколько рецептов изготовления чернил в Средние века бытовало великое множество. Древнейшие чернящие красители (лат. atramentum) изготовляли на основе сажи и угля. Так, в раннесредневековом Египте делали чернила из разведённой в воде сажи (в пропорции 2:1), смешивая её с клеящим веществом — соком папируса или (позже) гуммиарабиком. В частности, А. Лукас описывает рецепт приготовления чернил для написания священных текстов, с которым его познакомил один коптский священник: «Нужно положить на землю некоторое количество ладана, поставить вокруг него три камня или кирпича, накрыть их перевёрнутой глиняной миской, покрыть миску мокрой тряпкой и поджечь ладан. Образующийся при горении углерод откладывается на миске, после чего его соскабливают и, смешивая с гуммиарабиком и водой, превращают в чернила». 👀Гуммиарабик Приблизительно с IV в. в Египте также вошли в употребление чернила, изготовленные на металлической основе (по всей видимости, железистые) — со временем такие чернила бледнели, приобретая красно-коричневую окраску. Появление новых чернил, судя по всему, было связано с процессом перехода от папируса как основного писчего материала к пергамену, на котором чернила типа atramentum держались недостаточно прочно и легко размывались, а железистые проникали в него глубоко. Существовал и третий вид чернил, называвшийся инкаустум (греч. ἔγκαυστον, лат. incaustum), отличный как от сажистых (atramentum), так и от более поздних железистых. Первое упоминание о них мы находим у латинского автора первой половины V в. Марциана Капеллы. Данные чернила представляли собой сгущённый путём уваривания и высушенный на солнце отвар коры Lignum spinarum или дубовых орешков*, к которому добавлялось небольшое количество atramentum. *Дубовые орешки (они же чернильные орешки, или галлы) — это шарообразные наросты на нижней поверхности листьев дуба, производимые личинками орехотворки (Cynips quercus folii). 👀Чернильные орешки (галлы) В изготовленные таким способом чернила, если они казались недостаточно чёрными, могли положить раскалённый кусок железа, в результате чего получался новый переходный тип чернил. От блестяще-чёрных atramentum и красноватых железистых чернила incaustum отличались желтовато-коричневатым тоном. Сирийцы, помимо сажи, использовали для приготовления чернил дубовые орешки: их мелко дробили, смешивали с водой, настаивали, полученный раствор процеживали, подогревали, а после остывания добавляли в него немного купороса и акациевую камедь. Сирийские монахи египетской Скитской пустыни вместо дубовых орешков использовали измельчённые корни кустарника ʾarṭā (Calligonum comosum): их разбавляли свежим красным вином или виноградным уксусом (вино или уксус иногда использовали и в рецепте с орешками), выдерживали три дня, а после добавляли в полученный настой купорос и камедь. Рецепты, конечно же, могли варьироваться. Вот пример рецепта чернил из приписки к сирийской рукописи X в. (BL. Add. 14, 632): «Если хочешь ты сделать чернила для пергамена, возьми кожуру корня дерева, которое растёт в пустыне этой, название его арто, и растолки её, ещё свежую, и прокипяти на огне хорошенько в чёрном вине и винном уксусе. Затем отфильтруй и добавь немного серной кислоты и камеди». 👀Примерно с XV в. у сирийцев появляются железистые чернила. Цвет букв византийских рукописей варьируется от бледно-коричневого до блестяще-насыщенного чёрного, что естественным образом связано с различной рецептурой применяемых чернил. Византийцы употребляли и сажевые чернила, и чернила инкаустум, и, конечно, железистые. Классический рецепт сажевых чернил-атраментум приводит в своём трактате Ираклий (книга 3, глава 53): «Существует следующий способ приготовления черни, пригодный не только для живописи, но и для ежедневного писания по бумаге. В изогнутом своде печи помещают сосуд, печь же складывают таким образом, чтобы тяговое отверстие, через которое выходит дым, выходило в этот сосуд. В печи должны быть разложены кирпичи. Когда они накалятся, на них кладут смолу, таким образом весь чад и копоть через отверстие попадают в сосуд. Когда ты тщательно разотрёшь сажу, то получится замечательная блестящая чёрная краска; однако прибавь к ней клея, употребляемого в живописи. Если ты хочешь быстро получить эту чёрную краску, то возьми косточки персика, превращённые в уголь, и сотри их на клею. Нередко чернь может заменить краска из жжёных виноградных лоз. Если же виноградные тонкие лозы, которые имеют особенно тёмную окраску, облить хорошим вином и прибавить к краске немного клея, то она будет иметь блеск дневного света». 👀Дионисий Фурноаграфиот делится рецептом чернил из яблоневой коры и дубовых орешков: Весточки с мира собрал странствующий эльф менестрель 🧙‍♀ ХИЖИНА ХОББИТА
Back to Top