«Поликушка». Колоризированная версия. 4К. 1919 год.
Советский черно-белый художественный немой фильм, поставленный в 1919 году по одноимённому рассказу Льва Толстого. Дебют в кино актёров Ивана Москвина и Варвары Массалитиновой. Один из первых фильмов Советской России, получивших мировое признание.
Дата премьеры: 31 октября 1922 года.
Авторы сценария: Федор Оцеп, Николай Эфрос.
Режиссер: Александр Санин.
Оператор: Юрий Желябужский.
Художники: Сергей Козловский, Сергей Петров.
В ролях: Иван Москвин, Вера Пашенная, Евгения Раевская, Варвара Булгакова, Сергей Айдаров, Дмитрий Гундуров, Сергей Головин, Варвара Массалитинова, Николай Знаменский, Александр Истомин, Николай Костромской.
ТД «Русь», 1919 год.
Крестьянин Поликушка, как описывал его Толстой, «человек незначительный и замаранный», он добродушен, но безволен. Большую часть времени проводит в кабаке, где пытается, но не может найти понимание даже у других завсегдатаев. Для того, чтобы купить водки, он идёт на мелкие кражи.
Однажды его вызывают в барский дом и поручают съездить в город, чтобы привезти деньги. Поликушка впервые получает возможность «проявить себя» и намерен этой возможностью воспользоваться. Он чувствует, что для него это может быть началом новой жизни.
Приехав в город, Поликушка получает конверт с деньгами, который становится для него источником постоянного беспокойства — он страшно боится, что с конвертом что-нибудь случится. В конце концов, он прячет его в шапку и едет обратно в деревню. От тряски в телеге он засыпает, шапка сползает с головы и конверт выпадает на обочину. Поликушка видит сон: он торжественно входит в дом барыни, отдаёт конверт, получает благодарность и вознаграждение, возвышается в собственных глазах.
Проснувшись, Поликушка обнаруживает пропажу конверта и приходит в отчаяние. Он бросается по дороге в поисках пропажи — безрезультатно. Поликушка впадает в глубочайшее отчаяние. Вернувшись домой, он берёт верёвку от детской люльки, прячась от жены, поднимается на чердак и вешается.
Фильм был закончен в 1919 году, но Гражданская война помешала выпустить его на экраны, из-за чего в разных местах стоит разный год выхода.
Первый общественный просмотр состоялся в Москве 2 октября 1922 года, в прокат картина поступила с 31 октября 1922 года.
Фильм колоризирован программным методом с применением нейросетей.