Литература 10 класс (Урок№46 - Искания и обретения Пьера Безухова.)

Видео на Дзен Литература 10 класс Урок№46 - Искания и обретения Пьера Безухова. Искания и обретения Пьера Безухова Среди любимых героев романа Толстого «мсье Пьер», с его «кроткой, детской улыбкой» и «золотым сердцем» занимает особое место. Почему же именно его, неуклюжего, рассеянного, вечно занятого «не тем, что было перед глазами, а чем-то своим, особенным», писатель в конце романа награждает счастьем и приводит к активной общественной деятельности? мы узнаем: какой долгий путь нравственных, духовных исканий прошёл любимый герой Толстого — Пьер Безухов; мы научимся: через анализ эпизодов выявлять характерные черты образа героя; мы сможем: объяснить смысл высказывания: «После каждой своей потери жизнь становится полноценнее». Пьер Безухов — один из главных героев «Войны и мира». Своей неудовлетворённостью окружающей действительностью, поисками смысла жизни он напоминает традиционного для русской литературы «лишнего человека». Но Толстой выходит за рамки традиции: его герои живут в великую эпоху, которая «преображает разочарованных героев» (Ермилов В.В.). Пьер проходит долгий путь, сомневаясь и ошибаясь. Среди его заблуждений — обожествление Наполеона, масонство, несчастливый брак без любви. Но, в отличие от Болконского, этого героя автор приводит к единению с народом, осознанию себя частью мира. Счастье, которым «награждает» Толстой любимого героя в эпилоге, не успокоило в нём дух исканий. В финале романа мы «угадываем» в Пьере того декабриста, роман о котором первоначально задумывал Толстой. Путь к народу Ещё по дороге из Можайска белая шляпа и зелёный фрак Пьера вызывали наивное детское любопытство раненых солдат и удивление военных. И вдруг после слов доктора о предстоящем сражении и двадцати тысячах раненых, «та странная мысль, что из числа тех тысяч людей, живых, здоровых, молодых и старых, которые с весёлым удивлением смотрели на его шляпу, было, наверное, двадцать тысяч обречённых на раны и смерть поразила Пьера». Повторяющаяся деталь, отражённая рикошетом, как впечатление от впечатления, вновь возвращается к Пьеру, проникает в его сознание, в его внутренний монолог. Внезапное осознание ужаса войны приводит героя к главному вопросу, на который он будет весь этот день искать ответ и который откроет ему путь к народу.
В начало