поездка на Ороктойский мост

Ороктойский мост был построен, торжественно открыт и введен в эксплуатацию в 1997 году, спустя несколько лет после разрушения половодьем предыдущего мостового перехода. Строительством руководил инженер Яныканов В. Л. Висячая конструкция опирается на железобетонные опоры, закрепленные в отвесных скалах высотой около 10 м. Основной пролет имеет длину 70 м, тогда как все сооружение — 120 м. До появления нового моста жителям Ороктоя и Эдигана долгое время приходилось переправляться через Катунь в металлической люльке, которая перемещалась между скалистыми берегами по натянутым канатам. Ороктойский мост находится в Горном Алтае в Чемальском районе рядом с Чемальским трактом. Ближайшие населенные пункты — Эдиган, Ороктой, Еланда, Куюс, Толгоек, Уожан, Чемал и Аюла. Расстояние от Барнаула составляет 410 км, от Бийска — 250 км, от Горно-Алтайска — 150 км, от Чемала — 40 км. Достопримечательность находится в 40 км от проходящего параллельно Катуни Чуйского тракта. За селом Ороктой расположен Ороктойский перевал и две Ороктойские пещеры — ледяная и карстовая. Инженерное сооружение получило свое название от алтайского горного села Ороктой, которое находится в 12 км на левом берегу Катуни. Его население составляет менее 200 коренных жителей, занимающихся охотой и шишкарством (сбором кедровых шишек). Словосочетание «орок-той» дословно переводится с алтайского как «свадьба в яме», характеризуя старинную традицию жителей поселка проводить общий обряд для всех молодоженов. Перевод села Эдиган звучит еще интереснее — «пьяная деревня». Несмотря на говорящее название поселения, алкоголь здесь даже не продают. Местные жители перегоняют через Ороктойский мост скот, ходят пешком и с осторожностью ездят на легковых авто и УАЗиках. Автомобильное движение возможно только в какую-либо одну сторону. По документам конструкция выдерживает до 8 тонн, но проверять максимальную грузоподъемность моста никто не решается из-за его достаточно «преклонного» возраста. В 2019 г. правительство приняло решение взять столь важное сооружение Чамальского района на баланс, что позволит провести обследование и необходимые ремонтные работы. Внизу бурлит своенравная Катунь, способная снести любую преграду на своем пути. Менее надежного деревянного предшественника Ороктойского моста река смела во время одного из наводнений, которые время от времени случаются по весне или после сильных дождей. В один из таких паводков в мае 2014 г. вода полностью закрыла мост, который выдержал мощный натиск и устоял. Под мостом находится самое узкое место Катуни, которой приходится буквальным образом протискиваться сквозь «бутылочное горлышко» Тельдекпенских порогов. Ширина каменистого коридора составляет всего 20 м. Дальше по течению река расширяется до 40–50 м. Самое глубокое место реки так же находится здесь. Глубина Катуни под основным пролетом Ороктойского моста составляет 70 м. Берега Катуни в районе Ороктойского моста — черные лавовые скалы причудливой формы, появившиеся здесь тысячелетия назад после извержения вулкана. На некоторых скальных участках есть «ванночки» — заполненные водой выемки, в которых любят купаться туристы и местные жители. Под Ороктойским мостом то и дело проплывают байдарочники-экстремалы, которые яростно сражаются с мощными водоворотами Тельдекпенских порогов (IV категория сложности). Естественные препятствия образованы узким скальном коридором, который представляет собой трещину в отроге Куминского хребта. Во время прохождения этого участка реки водные туристы сталкиваются со всеми «прелестями» водных порогов Катуни, в числе которых — ямы со встречным током воды (бочки), воронки, шиверы и «водяные грибы». У местных жителей есть своя версия о происхождении скального коридора под Ороктойским мостом. Согласно легенде камни являются строительным материалом, которые принес алтайский богатырь Сартыкпай в подоле лисьей шубы. Силач хотел помочь людям и возвести переправу через Катунь, но попытка оказалась неудачной. В сердцах горе-строитель раскидал камни во все стороны, в результате чего и появились Тельдекпенские пороги (в народе «Пни»).
Back to Top