Театр «Астана Балет» пополнил свой репертуар новым уникальным спектаклем «Жеті қазына». Его создателями стали победители I республиканского конкурса «Ашық сахна». Театр приурочил его премьеру на праздник - День единства народа Казахстана.
Сам конкурс стартовал в прошлом году и проходил в несколько этапов. Всего поступило 56 заявок из разных регионов Казахстана. А вот до финала дошли немногие. Причем, участники конкурировали не только в написании либретто, но и в создании музыки, хореографии, костюмов. В театре считают, что конкурс стал ярким экспериментом нынешнего сезона.
«Мы всегда находимся в поисках новых идей, которые готовы воплотить в жизнь, на сцене. И тем самым открываем новые имена в области хореографического казахстанского искусства. Что можно сказать про этот конкурс? Очень много у нас талантливых молодых людей с оригинальными яркими идеями. В финал вошли 6-ро хореографов из Алматы, Туркестана, Астаны. И каждому финалисту мы должны были предоставить артистов и у каждого было равное количество часов. Соответственно мы не могли репетировать другие спектакли. Мы полностью отдали своих талантливых артистов на постановку молодых хореографов. Но я хочу сказать, что спектакль получился, получился праздник танца, вдохновения и музыки», - уверен художественный руководитель театра «Астана Балет» Нурлан Канетов.
В итоге победителем стала постановка Уэлитбека Сиязбека. Он признается, что его участие было спонтанное. Из 6-х хореографов он был единственным мужчиной. Дойти до финала ему помогло то, что ранее ставил драматические спектакли. Поэтому старался, чтобы каждое движение артиста было значимо и доносило зрителю определенную мысль.
«Здесь нет какого то ярко выраженного стиля. Здесь синтез национальных движений, классических движений, каких-то возможно моих находок в силу того, что нужно было раскрыть того или иного героя. Потому что есть герои своеобразные. Должна быть своя пластика. Это был очень интересный поиск, я скажу так. Это мой первый балет. Именно балет. Но не первая работа, не первый спектакль», - признается хореограф Уэлитбек Сиязбек.
В танце он вдохновлялся либретто и музыкой. Здесь также проходил жесткий отбор. Из 14 версий жюри отобрало либретто «Жеті қазына». Его автором стала молодой журналист Мадина Алданова, которая во время интервью с организаторами узнала о проведении конкурса и решила попробовать свои силы. Либретто написала в стихотворной форме. Говорит, что тему жеті қазына выбрала неслучайно. А вдохновила ее своими рассказами бабушка.
«Выбрала, потому что это объемная, интересная тема, которая близка всем казахстанцам. И она еще не была отражена в балете. В «Жеті қазына» входит несколько символов. У нас есть главный герой. Это юноша, который проходит период становления, взросления. Он преодолевает свои страхи, человеческие слабости. Он должен пройти этот путь. А найти баланс ему помогает девушка, красивая, добрая, обладающая женской мудростью. Такой символ женственности. Так же здесь есть тазы - представитель древнейшей породы. Конь быстроногий, которого не так то легко обуздать. Мелькает образ кинжала, который является незаменимым помощником джигита», - рассказывает автор либретто «Жеті қазына» Мадина Алданова.
По задумке автора, главный герой вместе с девушкой собирает все сокровища. И только в этом случае ему удается восстановить шанырак, который предстает в образе солнца, освещающего путь всем людям Кстати, тема жеті қазына, по признанию композитора Шырын Базаркуловой, отражена и в музыке, где также присутствует цифра 7. Главное, считают победители конкурса, организаторы дали им свободу для творчества. Никто им не мешал, не подсказывал, приходилось работать вслепую. Это и побудило художника Александру Рычкову окунуться глубоко в историю. Ведь перед ней стояла тоже нелегкая задача - создать костюмы для героев спектакля, в котором участвуют 43 артиста балета.
«Подумала, что действительно это полет для творчества и решила копать глубже. Посмотреть, что есть у саков, у сарматов, у тюрков древних. Брать не поверхностно, не современный Казахстан, не 19, 20 век, а уйти в древность и оттуда черпать вдохновение. Поэтому у меня был изначально сакский кинжал и воин у меня древнетюркский. И все украшения на девушке, все с сакскими мотивами», - поделилась впечатлениями от работы художник по костюмам Александра Рычкова.
В театре «Астана Балет» считают, что получился достойный продукт и конкурс, возможно, будет продолжен. Премьера «Жеті қазына» состоится уже сегодня, 1 мая.
Автор — Саида Жаркинова
Видео — Талап Жакупов