Человек Омега (США - 1971г.)

Постапокалиптический фильм 1971 года режиссёра Бориса Сагала. Экранизация романа Ричарда Мэтисона «Я — легенда». Действие происходит в Лос-Анджелесе в 1977 году, спустя 2 года после бактериологической войны между Советским Союзом и Китаем. В результате войны по планете разнеслась болезнь, вызываемая бактериями, и унёсшая жизни большинства населения Земли. Оставшиеся в живых превратились в мутантов, которые к тому же не выносят солнечного света. Теперь они выходят на улицы городов только с наступлением сумерек, но уж зато в темноте они — короли положения. Единственный житель Лос-Анджелеса, не пострадавший и не погибший, — полковник армии США. Он и вступает в смертельную борьбу с мутантами. Перед нами, пожалуй, самая спорная и неоднозначная экранизация произведения Мэтсона (коих было уже три, еще две экранизации: «Последний человек на Земле» (1964г.) и недавний фильм «Я - Легенда» с Уиллом Смитом), в первую очередь, из-за наибольшей отдаленности от первоисточника в плане сюжета и персонажей. Однако, вот ведь парадокс — от этого фильм получаешь вполне реальное удовольствие. Он очень ярок и интересен. Конечно, в отличии от всех остальных версий это уже никакой не ужастик, а скорее боевик, да и драмы там не очень много. Но его все-равно смотреть, наблюдая за сюжетными поворотами и ожидая, что будет дальше. Наконец, исполнитель главной роли Чарльтон Хестон просто бесподобен. У него отличная мимика и он наполняет образ Невилла невероятной харизмой. Собственно, теперь ясно почему в современной версии на главную роль изначально хотели взять Арнольда Шварцнеггера вместо Смита: из-за его отдаленного сходства с Хестоном. По духу с самого начала «Человек Омега» представляет собой классику шестидесятых-семидесятых годов, которая и сегодня весьма радует умением чётко распределить баланс экранного времени. Перестрелки, погони, диалоги и кое-какие морализационные моменты, всё это длится столько, сколько нужно, ничего лишнего и в итоге получаемое удовольствие не марается затянутыми сценами и неуместными диалогами. А далее - начинается самое интересное. Сильно изменив сюжетную линию (больше всего удивляет смена вампиров с замашками зомби на очумевших от вируса альбиносов-сектантов) фильм умудряется удивлять неожиданно мощной смысловой составляющей. Пусть про экзистенциальные мотивы из книги подзабыли, но социальную подоплеку развили по максимуму, тут вам и военные конфликты, расизм и прочая классовая ненависть. Но как, ни парадоксально, в итоге мы имеем фильм о шестидесятых, об их поколении и последующей их гибели (во всех смыслах).
Back to Top