Метамодерн: славянство и Православие | Анна Жучкова, иеромонах Прокопий (Пащенко)

Таймкоды: 00:00 Заставка. 00:11 Вступление. 0:02:27 Анна Жучкова. Апологетика метамодерна. Метамодерн – способ смотреть на вещи. Краткое описание перехода от модерна к метамодерну. Метамодерн призван «дополнить» Православие? Человек и природа. Двоеверие на Руси. О связи языческих обрядов с православными праздниками. 0:15:26 о. Прокопий: Метамодерн призван как-то соединить то, что было разрушено постмодерном. Метамодерн – это обращение к мифу, к корням, к природе человека уставшего от бессмыслицы постмодерна. Метамодерн предполагает осцилляцию между крайностями. Человек цельный может это делать, человек, не имеющий внутреннего ядра – будет перепрошит. Человек, пытающийся осциллировать между чистой любовью и развратом, теряет возможность любить. О конструктивной осцилляции. Пример свт. Николая Японского. 0:32:09 Анна Жучкова: Осцилляция Православия и славянства: восстановление потерянного нами культурного слоя. Волшебная сказка – это код того, как устроен мир. 0:49:04 о. Прокопий: Психиатры отрицают падших духов, но они есть. Мнение Григория Базлова о язычниках. Можно предположить, что славяне были подготовлены к принятию Православия. Древние миссионеры пытались «оправославить» языческие праздники, понять душу народа. Христианизация славян не была насильной. Положительная осцилляция в том, чтобы человек мог извлекать христианские смыслы из даже из иной культуры. Христианство не отвергало древние формы, например, признавая брак. Понять запрос души, породивший языческие формы, и на этот запрос дать христианский ответ. 1:07:35 Обобщение. Неразумная осцилляция – это попытка зацепиться за какие-то обряды и мифы. Или – попытка игнорировать душу народа, тогда и возникает двоеверие. Третий вариант – это войти в народную душу, как свт. Николай Японский и переосмыслить. Четвёртое – это юнгианство, когда, например, поклоняются и Христу и «божественному телу Венеры», как писал Розанов. Соотношение духовного и телесного в человеке. 1:13:49 Пример одного состоятельного человека, который, придя в Православие, научился «чувствовать ситуацию». Ключ к пониманию мира. Ответы на вопросы: 1:20:50 Анна Жучкова о русалках, домовых и т.п.: метафоры или сущности? 1:22:50 о. Прокопий по поводу духов и метафор. 1:25:00 Нет добра и зла, нет падших духов и т.д.? ответ Анны Жучковой. 1:26:55 о. Прокопий излагает свою позицию по данному вопросу. 1:28:05 О Понимании заповедей. В Православии «не убий» – а как же православное воинство? 1:29:37 Анна Жучкова говорит о мифах и цитирует Тростникова. 1:31:15 Почему аниме – это плохо? Сказка – это инструмент для развития ребёнка, аниме тоже. 1:32:42 Анна Жучкова о современном фольклоре. 1:33:08 о. Прокопий отвечает на вопрос об аниме. 1:36:30 В итоге, полезны ли волшебные сказки или полезнее жития святых? 1:38:07 Вопрос о «Сказании о Петре и Февронии»: нет ли здесь попытки объединения волшебной сказки с житиями святых? * Предыдущие беседы цикла: Метамодерн: два прочтения концепции и вопрос о субъекте (беседа в МГУ) Метамодерн и христианство: аспекты пола - мужское и женское (беседа в РУДН) * Соцсети и ссылки на материалы о.Прокопия: #постмодерн #метамодерн #христианство #славянство
Back to Top