Смольный собор (Вот это храм!)

Строительство Смольного монастыря вместе с пятиглавым собором началось в 1748 году. Архитектор Растрелли умер, не дождавшись окончания невиданной прежде стройки. Созданный в стиле барокко, Смольный собор считается одним из самых красивых архитектурных сооружений не только Петербурга, но и всего мира. Возвести его придворному архитектору поручила императрица Елизавета Петровна, которая решила провести последние дни в тишине и покое монастыря. Растрелли указали строить его для ста двадцати девиц благородных семей, настоятельницей которых и думала видеть себя императрица. Задумано, сделано: скоро царица подписала указ, гласивший: «Чертежи сему строению от нас апробованные имеет обер-архитектор Растрелли, который в заложении фундаментов и возвышении стен, и в деле кровель, и в пропорциях и в украшениях и в протчем во всем смотрении иметь должен». Была также запланирована колокольня невиданной высоты – 140 метров, выше шпиля Петропавловской крепости и даже колокольни Ивана Великого в Москве. Стройка века началась с большим размахом в красивой излучине Невы, в том месте, где раньше варили смолу для Адмиралтейских судоверфей – отсюда и название – Смольный. Перво-наперво стали делать фундамент - забивать сваи, к чему привлекли тысяч солдат и мастеровых. Сваи были из лиственницы – дерева, которое от воды и сырости становится крепким, как камень. В июле 1749 года неожиданно поступил приказ переделать проект. Собор было велено строить по подобию Успенского собора в Москве. Другими словами, Елизавета Петровна приказал создать храм по православным канонам, как не строили со времен Петра I. У собора должны были появиться, помимо главного, еще четыре малых купола. Некоторые изменения внес и сам Растрелли. Высоту запроектированной колокольни он увеличил до 167 метров. Оригинальной сделали систему отопления – в стены были искусно встроены дымоходы и вентиляция. Стены не покрывались инеем даже при больших перепадах температур. Вскоре стройку посетила сама императрица, которая пришла в восторг, велела отлить для колокольни колокол в 20 тысяч пудов и диаметром более 6,5 метра, больше Царь-колокола в Москве. Стройка была в полном разгаре, когда грянула Семилетняя война с Пруссией. Царская казна опустела, и денег для грандиозной стройки стало хронически не хватать. Ее заморозили, не дождавшись конца строительства умерла императрица, да и сам архитектор. Практически готовый храм, внутреннюю отделку которого завершили только в 1835 году, был для верующих закрыт. Согласно легенде, в алтаре совершил самоубийство один из рабочих, что не позволяло проводить там церковные службы. Само здание нового собора получилось замечательным, хотя невиданную по высоте колокольню так и не построили (модель Смольного собора вместе с колокольней сегодня можно увидеть в музее Академии художеств). Архитектор Стасов констатировал: «Характер зданий, произведенных графом Растрелли, всегда величественен, в общности и частностях часто смел, щеголеват».
В начало