Институциональная критика. Почему художники отказались выставляться в музее

В 1917 году Марсель Дюшан отправил заявку на участие в выставке Общества независимых художников в Нью-Йорке, в качестве произведения он предложил перевернутый писсуар с подписью «R. Mutt» (в переводе с фр. «дурак»). Комиссия задумку не оценила, и объект выставлен не был. Своим провокационным действием Дюшан наглядно показал, как устроена художественная система. Музей, галерея, арт-ярмарка, арт-критика — всё это в широком смысле слова институция, определяющая границы искусства: что им является, а что нет. Значительно позже, в конце 1960-х гг., многие прогрессивные художники захотели вырваться за пределы музеев и выставочных залов. В истории искусствознания — это движение будет обозначено термином «институциональная критика». Любой институт искусства — это такой же предмет художественного дискурса со своими традициями, вкусами и претензиями. Именно поэтому, как и произведение искусства, учреждение культуры может стать частью критики как художников, так и самих музейщиков, и кураторов. В первую волну институциональной критики художники отказались размещать свои произведения в выставочных залах, выбрав для экспозиции городской и природный ландшафты. Жизненное пространство стало новым местом встречи художника и зрителя. На четвёртой лекции цикла «Введение в современное искусство. Вторая половина XX века» мы обсудим возникновение и особенности институциональной критики 1960-х—1970-х гг., а также рассмотрим, как это практика была воспринята и переосмыслена советскими художниками. Лекцию проведёт Таисия Кучинская, искусствовед, куратор и исследователь искусства второй половины XX века.
Back to Top