Леош Яначек – Фортепианная сюита “По заросшим тропинкам“

Леош Яначек (1854 - 1928) – Фортепианная сюита “По заросшим тропинкам“ Leoš Janáček (1854-1928) – Klavírní souprava “po zarostlých cestách“ Leos Janacek (1854-1928) – Piano Suite “Along Overgrown Paths“ Леош Яначек занимает в истории чешской музыки XX веке такое же почетное место, как в XIX — его соотечественники Сметана и Дворжак. Именно эти крупнейшие национальные композиторы, создатели чешской классики, вывели искусство этого музыкальнейшего народа на мировую арену. Композитор родился в краю густых лесов и старинных замков, в небольшой горной деревушке Гуквальды. Лишь до 11 лет прожил Леош под родительским кровом. Его музыкальные способности и звонкий дискант решили вопрос о том, куда следует, определить ребенка. Отец отвез его в Брно к Павлу Кржижковекому — моравскому композитору и собирателю фольклора. Леош был принят в церковный хор Старобрненского августинского монастыря. При всем глубоком профессиональном фундаменте, в главном деле своей жизни-творчестве — настоящего большого руководителя у него не было. Все, чего он достиг, было завоевано не благодаря школе и многоопытным советчикам, а совершенно самостоятельно. Пражская профессиональная среда его долго не признавала, только один Дворжак ценил и любил своего младшего коллегу. В то же время укоренившееся в столице позднеромантическое искусство было чуждо моравскому мастеру, опиравшемуся на народное творчество и на интонации живой звучащей речи. Композитор шел по пути создания большого правдивого искусства. Им двигало стремление противопоставить отвлеченности — жизненность, древности — сегодняшний день, обобщенным героям-символам — простых людей с горячей человеческой кровью. Последнее десятилетие жизни и творчества композитора четко ограничено историческим рубежом 1918 г. (конец войны, конец трехсотлетнего австрийского ига) и одновременно поворотом в личной судьбе Яначека, началом его мировой славы. В этот период его творчества, который можно назвать лирико - философским, созданы самая лирическая из его опер «Катя Кабанова», поэтичная философская сказка для взрослых — «Приключения лисички-плутовки», а также оперы «Средство Макропулоса» и «Из мертвого дома». Современники не до конца поняли, что Яначек — один из основоположников музыкального мышления и музыкальной психологии XX в. Его речь с сильным местным акцентом казалась чересчур дерзкой для эстетов, оригинальные творения, философские взгляды и теоретическое мышление подлинного новатора воспринимались как курьез. Leos Janacek occupies the same place of honor in the history of Czech music in the XX century, as in the XIX — his compatriots Smetana and Dvorak. It was these major national composers, the creators of Czech classics, who brought the art of this most musical people to the world stage. The composer was born in the land of dense forests and ancient castles, in the small mountain village of Gukvaldy. Only until the age of 11, Leosh lived under his parents ’ roof. His musical abilities and sonorous treble decided the question of where to determine the child. His father took him to Brno to visit Pavel Krzyzkovek — a Moravian composer and collector of folklore. Leosh was accepted into the church choir of the Starobrnensky Augustinian Monastery. With all the deep professional foundation, he did not have a real great leader in the main business of his life-creativity. Everything that he achieved was won not thanks to the school and experienced advisers, but completely independently. The Prague professional environment did not recognize him for a long time, only Dvorak appreciated and loved his younger colleague. At the same time, the late Romantic art rooted in the capital was alien to the Moravian master, who relied on folk art and on the intonation of lively sounding speech. The composer followed the path of creating a great truthful art. He was motivated by the desire to contrast abstraction-vitality, antiquity-the present day, generalized heroes-symbols-ordinary people with hot human blood. The last decade of the composer’s life and work is clearly limited by the historical boundary of 1918 (the end of the war, the end of the three-hundred-year Austrian yoke) and at the same time by a turn in Janacek’s personal fate, the beginning of his world fame. During this period of his work, which can be called lyrical and philosophical, the most lyrical of his operas “Katya Kabanova“, a poetic philosophical fairy tale for adults — “The Adventures of a fox-cheat“, as well as the operas “The Means of Makropoulos“ and “From the dead House“were created. Contemporaries did not fully understand that Janacek is one of the founders of musical thinking and musical psychology of the XX century. His speech with a strong local accent seemed too bold for aesthetes, the original creations, philosophical views and theoretical thinking of a genuine innovator were perceived as a curiosity.
Back to Top