Шарсн элкн (элгэн _ элэг, согож, сорс, печень жареная во внутреннем жире). Проек

Этимология названий Блюдо представляет собой баранью печень, жаренную во внутреннем жире. Современное калмыцкое название блюда - шарсн элкн, где слово шарсн это жареная, а элкн - печень. В современном монгольском это пишется почти так же - шарсан элгэн/элэг. Внутренний жир или сальник на калмыцком называется семҗн. Поскольку печень заворачивается во внутренний жир, полное название может звучать как семҗтə шарсн элкн. Иногда встречается название нуhлур. Однако словарь под ред. Муниева, определяет нуhлур не как печень, жаренную во внутреннем жире, а как один из видов колбасы и дает значения для глагола нуhлх - 1) сгибать, перегибать, складывать, переламывать; 2) разъединять по суставам. Среди них нет значения «заворачивать, оборачивать». Большой Академический монгольско-русский словарь также определяет нугалуур как 1) род колбасы, приготовленной из пилорической части желудка; 2) узкий конец начиненного желудка; тонко нарезанный кусочек нугалура, колбасы; 3) привратник, пилорическая часть желудка. А для глагола нугалах [1. 1) гнуть, сгибать, загибать, перегибать; складывать, складывать складками; фальцевать; 2) взимать, взыскивать, возмещать; 3) разъединять сустав или другие части тела; 4) допускать загиб; 5) выполнять, исполнять, завершать в общих чертах; фальцевальный] дает ряд аналогичных калмыцким значений, среди которых нет значений «заворачивать, оборачивать». Значения «сгибать, складывать, переламывать» лишь с натяжкой можно отнести к процессу заворачивания, а вкупе с тем, что слово нуhлур определяется словарями как совсем иное блюдо из части желудка, применение его к печени вызывает недоумение и вопросы, на настоящий момент не разрешенные ни филологами, ни этнографами. Помимо этих двух названий иногда встречается название семҗн - внутренний жир. Но поскольку это название лишь одного ингредиента, то применение его ко всему блюду является ошибкой. Также следует отметить, что в современной Монголии для блюда используются термины согож и сорс, которые не используются в Калмыкии. История Сам способ приготовления печени - на углях или открытом огне, без применения какой-либо посуды, говорит нам об очень древнем происхождении блюда. Об овладении людьми огнем нам известно, что самые ранние свидетельства его разведения датируют 1,5 млн. л.н. Эти свидетельства найдены в Африке и относятся даже не к современному человеку, а к его предку - homo erectus. Таким образом, вполне возможно, что это блюдо могло появиться еще до формирования человека современного анатомического типа. Если отбросить историю предков сапиенса и смотреть только на его историю, то отсчитывать использование огня и охоты человека современного анатомического типа, можно с 200-300 тыс. л.н. Теоретически рассуждая, для современного человека, блюдо могло появиться в период с 200-300 тыс. л.н. до 10 тыс. л.н. и широко распространиться уже в эпоху скотоводства с 10 тыс. л.н., когда мясная пища не просто вошла в рацион скотоводов, а заняла в нем значительную, если не основную долю. Приготовление Неизвестно, кто был тот гений, что додумался оборачивать печень внутренним жиром, но это технологическое решение было настолько удачным, что сохранилось спустя тысячелетия и используется монгольскими народами по сей день. Жир не дает печени пригореть, пропитывает ее соком и в результате печень получается нежной.
Back to Top