Лаборатория 2. Экклезиологические находки Николая Бердяева
Свято-Филаретовский институт, Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН
Человек и церковь в христианской мысли Николая Бердяева
Международная научная конференция к 150-летию со дня рождения философа
5–6 марта 2024 года, Москва
Лаборатория 2. Экклезиологические находки Николая Бердяева
Модератор: Дмитрий Сергеевич Гасак, первый проректор СФИ
Эксперты:
Константин Михайлович Антонов, доктор философских наук, профессор и заведующий кафедрой философии и религиоведения Богословского факультета ПСТГУ («Критика Церкви в публицистике Н.А. Бердяева: аргументы и риторические фигуры»)
Священник Георгий Кочетков, кандидат богословия, основатель Свято-Филаретовского института, главный редактор журнала «Вестник Свято-Филаретовского института» («Бердяев о действии Духа за видимыми границами церкви»)
Наталья Владимировна Ликвинцева, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына
Петрос Василиадис, почетный профессор богословского факультета Университета Аристотеля в Салониках, почетный президент CEMES и WOCATI, Греция
Юлия Николаевна Антипина, аспирант СПбДА
Александр Викторович Волков, кандидат философских наук, старший преподаватель СФИ
Виктор Владимирович Грановский, кандидат философских наук, старший преподаватель СФИ
Софья Вадимовна Андросенко, пресс-секретарь СФИ, аспирант МГУ
Вопросы для обсуждения:
1. Единство Церкви, о котором говорит Символ веры, в истории понималось по-разному, разными были и попытки его осуществить. В константиновский период идея такого единства нашла наиболее явное воплощение в поместном принципе устройства церкви. Бердяев, засвидетельствовавший конец константиновского периода, много размышлял о проблеме церковного единства, о том, в чем оно состоит и как может себя проявлять. Какие основания единства Церкви можно выявить в его экзистенциальной философии? Какова роль личностной свободы в достижении соборности и единства Церкви?
2. Бердяев хотел видеть Церковь не сугубо конфессионально, не как некую корпорацию и «предметную реальность наряду с другими», а как попытку раскрытия высших качеств жизни, как глубину и полноту жизни «в состоянии облагодатствования». Вместе с тем он признавал, что Церковь «должна существовать не для избранного только меньшинства, а для всего человечества и всего мира» и исторически ей было необходимо организовывать жизнь больших масс людей, решая связанные с этим задачи. Можно ли найти в творчестве Бердяева пути разрешения этого противоречия между «аристократическим» и «демократическим» измерениями жизни Церкви?
3. Вслед за апостолом Павлом Бердяев много размышлял о действии Духа за видимыми границами церкви через такие дары, как гнозис, пророчество, гениальность, любовь. Как в этом контексте он ставил вопрос о границах Церкви и какие видел пути его решения? Насколько его находки применимы к жизни Русской церкви в XXI веке? Можно ли поставить границы церковному творчеству?