Наслаждение фарфором:белая пластика Императорского фарфорового завода середины XIX – начала ХХ века

Поездка Клуба Коллекционеров журнала «Искусство антиквариат» по приглашению Государственного Эрмитажа на открытие выставке. Кураторская экскурсия по выставке от Екатерины Хмельницкой. Выставка проходит 5 июня 2024 ‒ 15 сентября 2024 года Западина Восточной галереи (Зал № 152), Зимний дворец Куратор, автор концепции и каталога Е. С. Хмельницкая, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции русского фарфора, доктор искусствоведения. Выставочный проект Государственного Эрмитажа «Наслаждение фарфором: белая пластика Императорского фарфорового завода середины XIX – начала ХХ века» предлагает возможность познакомиться с произведениями из нерасписанного фарфора и бисквита, созданными на главном фарфоровом производстве России в годы правления Александра II, Александра III и Николая II. В составе выставки экспонаты из коллекции Государственного Эрмитажа, а также предметы из частных российских собраний. Расцвет скульптурного отделения завода в середине XIX века во многом связан с художественной и административной деятельностью двух мастеров, последовательно его возглавлявших – Августа Карла Шписа (August Karl Spiess; 1817–1904), а затем – Августа Карла Тимуса (August Karl Timus; 1865–1943). Выставка посвящена эволюции скульптуры из нерасписного фарфора и бисквита, созданной на Императорском фарфоровом заводе в середине XIX – начале ХХ века. В разные исторические периоды эти произведения искусства оценивались по-разному, хотя они и имели общие пути развития с привычными, расписанными полихромными красками фарфоровыми изделиями. Выставочный проект призван продемонстрировать несостоятельность сложившегося стереотипа, о том, что белыми или выражаясь профессиональным языком, «в белье», как правило, оставались лишь выбракованные предметы с технологическими дефектами. Бóльшая часть представленных работ не только не обнаруживает никаких весомых погрешностей, но и наглядно иллюстрирует мастерство русских скульпторов в художественной проработке и оформлении фарфоровой пластики. Развитие скульптурного жанра на Императорском фарфоровом заводе напрямую было связано с двумя ключевыми для предприятия фигурами этого времени – Августом Карлом Шписом (1817–1904) и Августом Карлом Тимусом (1865–1943), в разные годы руководившими скульптурной мастерской. На выставке экспонируются, созданные по проектам скульпторов произведения: «Мальчик с собакой», «Сбор винограда», «Играющие дети», «Урок», «Девушка с птичьим гнездом», скульптурные портреты российских императоров (автор моделей А. К. Шпис); «Медальон к 300-летию Дома Романовых с портретами царя Михаила Федоровича и императора Николая II»; ваза-кувшин «Сатир и нимфа»; сервиз-дежене «Розы» (автор моделей ‒ А. К. Тимус). Помимо выдающихся творений корифеев белой пластики А. К. Шписа и А. К. Тимуса в зале можно увидеть скульптурные произведения известных художников, тесно сотрудничавших с Императорским фарфоровым заводом, – В. А. Серова, К. А. Сомова, С. Н. Судьбинина, А. В. Вернер, А. Л. Обера, А. Г. Адамсона, И. Я. Гинцбурга и других. Во многом именно благодаря проектным работам этих мастеров белый цвет в эстетике фарфора стал восприниматься как неотъемлемая часть художественного образа. Обращают на себя внимание воплощенные в белом глазурованном фарфоре и бисквите скульптуры из серий «Народности России» Павла Каменского (1858 – после 1917) и «История Русской гвардии» Константина Рауша фон Траубенберга (1871–1935) .
Back to Top