Концерт-лекция «Цветущая сложность: от барокко к классике»

Российская государственная библиотека и Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения при поддержке Московского филиала Всероссийского хорового общества приглашают на вторую встречу цикла концертов-лекций «Духовная музыка в Доме Пашкова: Звучание красоты и образы русской культуры». На второй лекции рассмотрят кардинальную смену принципов русской эстетики в связи с событиями середины XVII века — петровскими реформами и созданием нового проекта государства Российского на манер западноевропейских стран, представят принципиальные отличия двух основных стилей в искусстве — барокко и классицизма. Со времён раскола и реформ патриарха Никона всё чаще принципы восточнохристианской эстетики совмещались с формами европейской культуры. В музыке знаменное пение отступило перед партесным стилем, яркими авторами которого были Николай Дилецкий и Василий Титов. Творчество последних вполне может быть охарактеризовано как русское барокко — и сообразно эпохе, и по общему складу этого стиля, для которого характерны яркое выражение эмоций и чувственности, направленность на впечатление слушателя или зрителя. В визуальных формах это нашло выражение в петровском барокко: серии портретов членов Всешутейшего собора, работах Ивана Никитина, ансамбле загородной резиденции Петергоф, а главное — стремительной секуляризации духовного искусства. Сообразно стилю барокко светское и церковное меняется местами, святые приобретают черты реальных людей, а люди изображаются как святые. В концерте прозвучат произведения Николая Дилецкого, Василия Титова, Степана Дегтярёва и Артемия Веделя в исполнении молодёжного хора Научно-творческого центра церковной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Художественный руководитель — народный артист РФ, профессор Лев Конторович. Дирижёр — Вячеслав Половянов. Ведущий концерта — Сергей Кругликов, кандидат философских наук, искусствовед, автор канала о визуальной культуре «Таким Образом».
В начало